Часть вторая.Русские
Однако вернемся немного назад.Во времена Петра I корпуса кораблей пышно декорировались в соответствии с названием. Однако изучение довольно точных иконографических гравюр А.Ф.Зубова,воспроизводящих в мельчайших деталях оснастку и декор судов, показало, что большинство петровских кораблей не имело написанных на корпусе названий. Их заменяли символические фигуры на носу или аллегорические картины и резьба на корме, дополненные иногда в нижней части транца девизом корабля, взятым из многократно упоминавшейся книги «Символы и эмблематика». На корабле «Гото Предестинации» под кормовой галереей указаны, например, годы постройки, число пушек и приводится строка из библейского текста. Лишь на одной из многочисленных моделей петровского времени имеется название «Святой Михаил», написанное на корме.Таким образом, традиция писать название на корпусе корабля появилась в русском флоте только в конце царствования Петра І. При этом название писалось на узкой полосе в нижней части кормы под галереей или окнами офицерских кают. Это объяснимо, поскольку другого места для названия не было: вся носовая часть борта была занята пушечными портами, деталями якорного устройства, оснасткой бушприта и др.В то времена к акту спуска корабля на воду подходили, как к рождению человека. Это породило и традицию крещения корабля в христианских странах. Как и положено, при крещении присутствовало духовенство, «освящавшее» корабль и этим как закреплявшее его имя. В соответствии с обрядом крещения имя корабля записывалось в книги. Как человек не носит на себе ярлык с собственным именем, так и имя корабля было у всех на устах и в судовых документах, но необязательно фиксировалось на корпусе.Именно указанными обстоятельствами объясняется, что одно и то же судно имело иногда два, а то и три названия: официальное, записанное в регистрационных книгах Адмиралтейства и судовых документах, и более простое, житейское — для повседневной службы. Например, в указе Екатерины от 14 октября 1770 г. «спущенному 74-пушечному кораблю дано название «Иоанн Креститель», с тем однако ж, чтоб в списках и и прочих, где будет надобность, ведомостях именован был «Чесма». И еще из высочайшего собственноручного указа Екатерины: «Кораблям дать следующие имена: 1)'«Св. жен Миро- носец» и звать просто «Мироносец».Только к концу царствования Екатерины у отдельных судов название писалось на корме.При Павле I была сделана попытка узаконить и упорядочить правила Написания названий судов. 29 января 1799 г. генерал-адъютант Кушелев направил в А д м и ра л тейств-ьллл е г и ю следующую записку: «Отданным при пароле приказом государь император соизволил наименовать строящиеся при адмиралтействах корабли: Здешнем 130-пуш. «Благодать»... Причем высочайше повелено, дабы имена оных па каждом корабле и фрегате были написаны на корме под капитанскою каютою на галерее, а ниже кают- компании: когда построен и кем из мастеров»Павел I впервые указом обязал писать названия на корме и ввел традицию отражать па корме корабля (как в паспорте) также основные сведения о его постройке, которые впоследствии вплоть до наших дней, стали записывать на специальных гак называемых закладных досках.С начала XIX в. написание названия корабля на корме стало уже обязательным. Большое внимание уделялось надписи, обозначающей имя корабля. К середине XIX в. декор почти полностью исчез с корпуса корабля, его функция перешла к шрифту и расположению надписи, которые сами стали средствами художественного выражения. Вот что пишет корреспондент о спуске в Архангельске 74-пушечного корабля «Сисой Великий» в 1849 г.: «При наружном обозрении заметим, что ...на корме же имя корабля надписано нашими церковно-славянскими буквами. что по имени святого, какое дано кораблю, весьма прилично и отчасти ново». Почти до конца XIX в. название судов военного флота писалось только на корме: в носовой части борта по-прежнему не бы для этого места; там находились элементы якорного устройства, торпедные аппараты, выстрелы и т. д. Это хорошо видно нa фотографиях, приводимых в журнале «Судостроение» и в исторической литературе.
Только в начале XX в. на некоторых боевых кораблях невысокого ранга появляется название, написанное на борту в носовой части. Поэтому рисунки художников, где у военных судов второй половины XIX в., включая броненосцы, показано название на носу, не верны. Сказанное подтверждается наглядным примером крейсера «Аврора», у которого нет названия на борту; это же относится к крейсерам тина «Новик» и др. Даже в советском флоте в предвоенное время названия крупных кораблей писались только на корме (крейсер «Киров»). Новейшие по тому времени лидеры «Ленинград» и «Минск» имели в носу на борту только большие буквы Л Г и МН.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев