Часть третья.Европа
Средневековые парусные суда и каравеллы эпохи Великих географических открытий имели рисунки, выражавшие их названия даже на парусах.В последующие эпохи название судна обязательно отражалось или в виде носовой (гальюнной) фигуры, или эмблемы (рисунка, барельефа) на корме,на бортах. «На оконечность княвдигеда ставили, как и теперь, фигуру, сообразную имени судна. Некоторые из этих фигур были более или менее присвоены тою или другой нацией. Например, англичане ставили большею частей) изображение царствующего короля, испанцы - льва, венециане — какие-нибудь грудные бюсты».Еще одно высказывание историка русского флота С. Елагина: «В Англии, в особенности но восшествию династии Стюартов, было в обычае на корабле первого ранга изображать царствующего государя верхом на коне или па льве. Корму венециане украшали изображениями святых или знаменитых умерших личностей; испанцы и португальцы следовали их примеру, но почти все остальные государства ограничивались изображениями своих гербов» .Из сочинения патера Фурнье «Гидрография»: «Над кормовою галереею прибивался на контр-тимберы щит с образом святого, избранного покровителем корабля, и тут, по уставу, должны были изображаться гербы короли и генерал-адмирала. Над всем этим платформа с балюстрадою, для часового у кормового фонаря... На корабле «Куропн» три кормовых фонаря из золоченой меди... Средний фонарь, самый большой из трех, имеет двенадцать футов в вышину и двадцать четыре в окружности...». Фонарь высотой около 3,6 м! Поистине, н старину не жалели на украшения ни меди, ни золота. К оформлению старинных европейских кораблей привлекались лучшие скульпторы- резчики, художники и позолотчики, например I! отделке французских кораблей прославился скульптор Пьер Пюже. На 104-пушечном корабле «Моньифик» фигуры, поддерживающие двойную галерею кормы, были им сделаны 20 футов вышиной (около 6 м!).А вот что пишет о турецких кораблях середины прошлого века русский моряк-очевидец: «Носы и кормы вообще тяжелы, причем вид первых еще много портят больших размером статуи, представляющие растянувшегося по шеку льва».Таковы были общие тенденции в отражении имени корабля и его внешнем облике. А что же было у нас, в России?В 1669 г., когда завершилась постройка первого русского военного корабля «Орел», в указе Алексея Михайловича было оказано: «...на корабле «Орел» поставить па носу и на корме по орлу и на знаменах и па яловчиках [вымпелах] нашивать орлы же»В жалованной грамоте Петра 1 Францу Тиммерману на 20-летнюю привилегию строить корабли в Архангельске сказано: «...на тех новопостроенных кораблях и иных судах, на всяком судне на кормах герб выобразить Его Царского Величества Российского царствия, подобием распростертого крылами двуглавого орла с тремя над ним венцами, а на персях у того орла воина на коне, с копьем, в сбрую воинскую устроенного, в челюсти змеиные прободающего, а в ногах у того же орла, в правый скипетр, а в левой яблоко с крестом, да и па знаменах и па прапорах на тех кораблях, на щоглах и на носу и на корме, нашить ему, Францу, такие же его Царского Величества гербы, что и на корме, па тафте белой, па обе стороны, в середине черною тафтою, или иною матернею того же цвета». Таким образом, фигура двуглавого орла на корме судна — непременный атрибут всех военных кораблей, сохранившийся вплоть до Октябрьской революции..Но, помимо государственного герба — орла, на корме кораблей Азовского флота обязательно были элементы декора, связанные с их названием: «В числе кормовых украшений находилось непременно изображение предмета, давшего название судну. Так как большая часть этих названий, за исключением взятых из мира невещественного, и нескольких имен святых имела характер эмблематический, выражаемый известным девизом, то вместе с изображением предмета прописывался и девиз. Вследствие этого в современных документах при перечислении судов вместо имен иногда приводятся их девизы». Изображения предметов и девизы,Петр I черпал из книги «Символы и эмблематика».На кораблях, которые Петром предназначались в качестве флагманских и находились под его командованием, изображали также святых — покровителей царя. Так, на корабле «Предестинация» в верхней части кормы был изображен коленопреклоненный св. Петр — патрон царя .Что же устанавливалось на носу петровских кораблей? Некоторые иллюстрации позволяют сделать вывод, что корабли, названные именами святых, имели носовую фигуру, изображавшую соответствующего святого, а прочие корабли — фигуру геральдического льва. На судах более поздней постройки уже не было такой роскошной резьбы и ограничивались только гальюн ной фигурой и резным гербом двуглавым орлом — на корме.По указу Николая I от 28 ноября 1829 г. на всех судах русского флота была введена носовая фигура единого образца — двуглавый золоченый орел (герб России). Однако изучение иконографического материала (чертежей, носовых фигур, рисунков И Т. II.) позволяет утверждать, что в это же время было довольно много исключений. Например, на первом черноморском 120-пушечн^м корабле «Варшава» в носу был изображен герб Города Варшавы в обрамлении «трофеев» — знамен и оружия, а двуглавый орел появился только па отчетном чертеже в 1835 г. Корабль «Султан Махмуд» имел на княвдигеде изображение турка («султана»), а корабль «Париж» - герб Парижа.В 1834 г. вышло распоряжение, разрешившее на всех судах, имевших менее 20 орудий, ставить носовые фигуры «в виде статуй и других приличных изображений». Поэтому многие небольшие корабли (бриги, корветы и пр.) были украшены тематическими носовыми фигурами.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев