Считается, что история радиовещания в нашей стране началась 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное Лениным обращение «К гражданам России». А уже через несколько недель после свержения Временного правительства в молодой Стране Советов начали работать две радиостанции: Ходынская в Подмосковье и Царскосельская под Петроградом. Они передавали декреты и сообщения Советского правительства и ноты иностранным государствам. Правда, принимать эти передачи могли только обладатели радиоприёмников, а их у населения практически не было. Осенью 1918 года по указанию Владимира Ленина началась разработка радиотелеграфа. 2 декабря того же года вышел декрет «О Нижегородской радиолаборатории». Под руководством известного физика-радиотехника и изобретателя Михаила Бонч-Бруевича в Нижнем Новгороде открылось предприятие, которое за два года, не только создало радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт, но и заложило фундамент для отечественного производства радиодеталей, в частности серийного производства приёмно-усилительных ламп. А в 1922 году Бонч-Бруевич привёз в Москву из Нижнего Новгорода самую мощную (на то время) в мире передающую радиостанцию мощностью 12 киловатт. Буквально два месяца спустя эта радиостанция передала в эфир первый большой концерт. Ещё через месяц вошла в строй радиотелефонная станция имени Коминтерна, сигнал которой уверенно принимался в радиусе двух тысячи верст от Москвы.
Уже в марте 1923 года Совнарком СССР утвердил список из одиннадцати городов, где должны быть построены радиоприемные станции, которые бы принимали сигналы московских радиостанций. Одним из этих городов был Екатеринбург, переименованный через год в Свердловск. Но регулярные радиопередачи население Свердловска начало слушать только в октябре 1925 года. Первой передачей была трансляция со сцены «Пролетарского» театра концерта артистов театра оперы и балета имени Луначарского. Ещё полгода спустя Свердловск наконец-то начал ретранслировать передачи из Москвы. А в июне 1926 года состоялось открытие окружной широковещательной радиостанции Уралпрофсовета. Тогда по радио передали доклад о значении профсоюзного радиовещания, после которого прозвучал концерт из двух отделений. Свой сигнал «Радио Уралпрофсовета» передавало на расстояние почти триста вёрст, что давало возможность принимать его в Каменск-Уральском, Верх-Нейвинске, Невьянске, Алапаевске, Камышлове, Нижнем Тагиле.
В нашем городе история радиовещания началась в июне 1925 года, когда было создано Окружное бюро содействия радиолюбительству при Нижнетагильском окружном Совете профсоюзов Уральской области.
В задачи бюро входило: создание опытно-показательной радиоустановки в Нижнем Тагиле с последующим созданием из опытного приемника небольшой радиопередающей станции; поиск финансов для постройки радиоприёмника и радиопередатчика, подготовка курсов-семинаров по радиолюбительству, и создание на базе бюро городского радиолюбительского кружка.
Планы начали реализовывать, как это часто бывает, с последнего пункта. Уже осенью 1925 года при Нижнетагильском металлургическом заводе был создан кружок радиолюбителей «Металлист», объединивший несколько энтузиастов-радиолюбителей. Одним из таких энтузиастов был 30-летний немец, инженер-электрик Отто Пауль Больсон, которого все называли на русский манер «Отто Павловичем». Он и стал сначала руководителем кружка, а затем и заведующим Нижнетагильской радиостанцией.
О том, кем был Отто Больсон, и откуда он появился в Нижнем Тагиле, достоверно не известно. Одни источники называют его поволжским немцем. Другие считают бывшим солдатом германской армии, который, узнав о пролетарской революции в России, оставил свою часть и перешёл на сторону русских. По третьей версии он был немецким коммунистом, посланным на Урал по линии Коминтерна. Известно лишь, что родился он в 1895 году в немецком городе Кольберг, был членом ВКП(б) с 1924 года, имел два диплома – инженера-электрика и радиотехника.
В ноябре 1927 года под руководством Отто Больсона в Нижнем Тагиле начинают оборудоваться сразу две трансляционные станции – при клубе «Металлист» и при Окрпрофбюро. Обе станции получали сигнал из Москвы и Ленинграда, транслировали их на территории завода и в ряде советских учреждений. В марте 1928 года силами клуба «Металлист» были проведены трансляционные линии на Выю и Лебяжку. В это же время радио секция при Окрпрофбюро занялась прокладкой линии на Гальянку. Работы шли днём и ночью, в зависимости от наличия материалов и рабочих рук. Спешка объяснялась тем, что горком ВКП(б) решил к годовщине со дня рождения Ленина провести в городе всеобщий субботник и ряд митингов, и настоятельно просил запустить радиофикацию всех районов города к этой дате.
Но радио в Нижнем Тагиле заговорило раньше. В пятницу, 13 апреля 1928 года, в 19:00 началась передача первого выпуска местной радиогазеты. Эту трансляцию, которая по сути дела была пробной, подготовил и осуществил сам Отто Павлович Больсон. Несколькими днями ранее для радиостанции была выделена одна комната на чердаке дома № 10 по улице Шамина (ныне ул. Карла Маркса). На площади всего 4 на 4 метра Отто Павлович разместил всё необходимое для трансляции оборудование, проверка и настройка которого заняла более суток.
Вот как писала об этом событии городская газета «Рабочий» в №276 от 28 ноября 1928 года:
«Тагильская радиостанция затерялась среди серых домов, высоко взметнув радиомачту, от которой была натянута антенна – ухо станции, а другой конец антенны тянулся к куполу на колокольне собора. Во дворе дома №10 по улице Шамина была маленькая надпись: «Радиостанция». Не верится, что здесь на голубятне может ютиться радиостанция с такой сложной аппаратурой. На чердаке, в низких и душных комнатушках стояла масса радиоприборов. Комната радиостудии, где находились стол с микрофоном, скамейка, зеркало, ситцевая ширма, являлась одновременно и спальней заведующего радиостанцией Больсон Отто Павловича, члена ВКП(б) с 1924г. Только благодаря любви Больсона к своему делу работала тагильская радиостанция».
Первая трансляция проходила под контролем членов бюро горкома партии и горкома комсомола, которые слушали передачу в разных точках Нижнего Тагила. Было запротоколировано, что плохая слышимость или полное отсутствие вещания почти не наблюдалась. Более того, отмечалось, что громкость и качество звука московских программ заметно уступали передаче местного вещания.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3