Анатолий Николаевич Демидов (фото 60-х гг. XIX в.)
К тому времени финансовое положение Жерома заметно пошатнулось: практически вся недвижимость, принадлежащая семье, была распродана, фамильные драгоценности, включая приданое дочери, заложены. Знакомство с русским миллионером, увлечённым идеями бонапартизма, Жером решил обратить на пользу для своего кармана. Поначалу Анатоль охотно жертвовал крупные суммы, свято веря в то, что деньги идут на дело восстановления власти Бонапартов во Франции. Однако довольно скоро Демидов прозрел и стал если не сторониться общества Жерома, то посещать его как можно реже. Заметив, что его «русский друг» отдаляется, Жером принимает решение сосватать за Демидова свою дочь Матильду. Тот факт, что Анатоль в тот момент был страстно влюблён в Валентину де Сант-Альде Жонде, герцогиню де Дино, его не смутил: Бонапарт-младший слыл мастером светских интрижек и вскоре отношения герцогини де Дино и Анатолия Демидова стали прохладными.
Неожиданно для всех Анатолий тоже заинтересовался Матильдой. Её биографы отмечают, что уже в ходе третьей их встречи Матильда полушутя сказала Анатолию: «…Мой друг, вам будет выгоднее взять меня в жёны, нежели удовлетворять финансовые запросы моего отца». Демидову понравилась Матильда, и он начал оказывать ей знаки внимания, дарить дорогие подарки и присылать роскошные букеты цветов.

Матильда Бонапарт (рисунок неизв. художника, 1840 г.)
Слухи о предстоящей свадьбе русского миллионера и племянницы Наполеона не утихали по всей Европе. Анатолий Демидов и Матильда встречаются всё чаще и чаще, и наконец уральский заводчик делает очень широкий жест: он выкупает заложенные Жеромом драгоценности из приданого Матильды. Сумма выкупа шокировала всех: «русский мужик» выложил за бриллианты более миллиона тогдашних франков. Вскоре была объявлена дата свадьбы Матильды Бонапарт и Анатоля Демидова, князя Сан-Донато – 1 ноября 1840 года.
После свадебного путешествия по Европе Анатоль привозит молодую жену в Сан-Донато (Флоренция). Но Матильде не понравились ни усадьба, ни дворец, ни княжеский титул.
«Мой милый друг, – писала она мужу в Париж спустя полгода совместной жизни. – Заберите меня из этого захолустья! Я лучше буду при вас простой пастушкой, чем без вас княгиней Сан-Донато».
Надо сказать, что первые два года молодожёны прожили душа в душу, несмотря на то, что о Матильде в ту пору ходили различные пикантные слухи. Современники отмечали её вольное поведение, тягу к запретным ощущениям и сомнительным приключениям. Однажды Анатолию об этом высказала его бывшая возлюбленная герцогиня де Дино. На что Демидов спокойно ответил: «Мадам, если бы мне не нравилось поведение моей жены, я бы продолжал делать безуспешные предложения вам».
Но стоило Анатолию Николаевичу надолго уехать из Флоренции, как у Матильды завёлся любовник. Им стал голландский граф, а по совместительству скульптор Альфред Эмильен O’Хара фон Нёверкерк.
Комментарии 1