Анатолий Павлович Демидов (худ. К. Брюллов)
Дом оказывал помощь малоимущим женщинам, желающим каким-то образом заработать себе средства на жизнь. Женщины получали здесь заказы на работу, необходимые инструменты и материалы. Здесь же на полном обеспечении содержались их дети, которых учителя занимали играми, обучали грамоте, счёту и рукоделию. На 15 мая 1837 года в доме содержалось 6 мальчиков и 11 девочек.
Популярность первого в России Дома трудолюбия и дневного убежища для детей стала так велика, что через год после его открытия, в 1838-м, правительство учредило особый Комитет главного попечительства детских приютов. Руководила комитетом императрица Александра Фёдоровна.
На Урал прообразы современных детских садов пришли лишь десять лет спустя. А первым стал отнюдь не авроринский приют при Нижнетагильском заводе, а Уфимский губернский детский приют, созданный, как указывалось в справочниках XIX века, «при пособничестве заводоустроителя Анатолия Н. Демидова и с высочайшего позволения Императрицы Александры Фёдоровны». Уфимский губернский детский приют был открыт в апреле 1849-го. Авроринский приют, открывшийся через месяц в Нижнетагильском заводе, стал вторым таким заведением подобного рода в России.

Здание авроринского приюта в Нижнетагильском заводском посёлке (фото конца XIX в.)
Уникальность тагильского приюта заключалась в том, что, во-первых, в него принимались дети от одного года (то есть это были и ясли, и сад), а во-вторых, приют мог принять до 150 детишек одновременно. Таких приютов до сих пор не было на просторах Российской Империи. А к ноябрю 1849 года в пределах Нижнетагильского округа заработали ещё два подобных учреждения: в селе Воскресенском и в деревне Никольской. Численность детей в приютах увеличивалась в зимнее время. Летом родители предпочитали оставлять детей дома для помощи на огородах, сбора грибов и ягод. Администрация разрешала принимать в приюты детей не только из тех посёлков, где эти учреждения располагались, но и из окрестных деревень. Некоторых детей доставляли за 3-4 версты. Преодолевать столь длинное расстояние каждый день малышам было трудно, поэтому им разрешалось ночевать в приюте и получать дополнительное питание.
Для руководства нижнетагильскими «детскими учреждениями призрения» Аврора Карловна пригласила из Петербурга Агнесу Самойловну Кригнер, имевшую опыт педагогической работы с детьми. Агнесе Кригнер положили весьма неплохое по тем временам жалованье – 630 рублей в год. Штат каждого приюта включал, в зависимости от числа воспитанников, от 3 до 5 человек служащих, среди которых были надзирательница с помощницей, нянька, стряпуха, прачка и дворник. Жалованье служащих составляло от 7 до 17 рублей 50 копеек ассигнациями в месяц. Общие расходы на содержание одного ребенка в авроринских приютах в 1849 году составляли более 30 рублей в год, в 1895 году – 68 рублей. В хозяйстве приюта содержалось две коровы, поэтому у детей всегда было свежее молоко. Имелись также и огороды, на которых выращивались овощи и цветы. Здание приюта окружал сад. В 1905 году в здание приюта перевезли экспозиции и фонды заводского музея. Вскоре часть территории приюта была отдана военным: здесь расположились госпиталь, где долечивались после ранений солдаты, воевавшие с японцами, здесь же были расквартированы части 11-го пехотного Псковского полка и 9-я рота 195-го пехотного Оровайского полка. Здесь же находился и один из рекрутских пунктов.
После Октябрьской революции в здании приюта находился призывной пункт, где формировались первые в Нижнем Тагиле части Красной Армии. В 1919 году здесь был открыт Рабоче-технический народный дом имени П. А. Кропоткина, а в мае 1922-го было принято решение о размещении в здании Детского дома для безродных и голодающих. Но, как вскоре выяснилось, бывший приют оказался слишком маленьким, чтобы принять всех беспризорников и сирот. В 1923 детский дом перевели на территорию Скорбященского женского монастыря, а здание приюта использовалось в различных хозяйственных целях, а в первые годы Великой Отечественной войны в нём разместились учебные классы и казармы 19-го отдельного учебного танкового полка. После расформирования учебного полка на территории бывшего приюта разместились военные строители, а затем и военные связисты.
В постперестроечный период здание оказалось бесхозным, дважды горело и было снесено. На его месте сначала открылся оптовый рынок «Титаник», а затем был построен торговый комплекс.
8 мая 1965 года, накануне 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, на площади между улицами Клубной и Тагильский Криуль был открыт мемориальный комплекс в память о горняках, погибших в 1941-1945 годах.

Авторами проекта стали тагильские архитекторы и скульпторы В. И. Солтыс, Ю. П. Клещевников, П. И. Крамской, А. И. Обухов и В. М. Ушаков. Мемориал состоит из обелиска высотою 30 метров и пилона с барельефным изображением рабочих-горняков, трудившихся во время войны в тылу и воевавших с врагом на фронтах. С внутренней стороны пилона были выбиты фамилии 147 горняков, которые погибли, выполняя свой воинский долг по защите Родины.
Нет комментариев