Еще с царских времен в Крыму, в районе озера Сасык-Сиваш, добывали соль. При советской власти здесь организовали довольно крупное предприятие, в лучшие свои годы снабжавшее множество регионов юга СССР. Однако добыча на солепромысле осложнялась довольно сложным грунтом. Дело было в глубоком слое ила. Сверху он затвердевал, образуя уплотненную поверхность. Но эта «корочка» быстро разрушалась под нагрузкой шин обычных грузовиков и даже гусениц бульдозеров. НАМИ-0143-СХЗ
В результате вывоз соли от комбайнов осуществлялся вагонетками по узкоколейной железной дороге, которую приходилось каждый раз перекладывать вручную при переходе комбайна на новое место добычи. За помощью обратились к НАМИ, и к началу 70-х институт разработал уникальный тягач НАМИ-0143-СХЗ. НАМИ-0143-СХЗ представлял собой построенный на базе грузовика Урал-375Д самосвал на огромных пневмокатках, специально изготовленных Ярославским шинным заводом.
Катки эти имели ширину больше метра, из-за чего самосвал пришлось сделать со специальной сочлененной рамой — только с ее помощью он мог поворачивать. НАМИ-0143-СХЗ Благодаря пневмошинам, давление на грунт даже полностью загруженного грузовика было минимальным, он мог много раз проходить по одной и той же колее и при этом не повреждать тонкую поверхность уплотненного ила. Кроме того, самосвал обладал просто феноменальной проходимостью — на испытаниях он смог застрять только с 18 попытки!
Тягач длиной свыше 11м имел грузоподъемность в 8 тонн и мог передвигаться со скоростью до 45 км/ч. Зиловский 7,0-литровый двигатель развивал 175 л.с., и с ним полностью загруженный автомобиль на особо трудных участках соледобычи потреблял до 267 литров бензина на 100 км. По грунтовке расход составлял около 132 л, а при езде без груза — падал до 95 л.
По итогам испытаний экономическая эффективность от такого транспортного средства имелась, однако наладить выпуск тягача ни на одном заводе не получилось. НАМИ-0143-СХЗ так и остался единственном экземпляре, тем не менее отработав на месторождении еще 15 лет. Дальнейшие же разработки в этой отрасли в итоге все же склонились к гусеничному транспорту.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4