Его имя неразрывно связано с монументальной кантатой «Carmina Burana», но музыкальное наследие Орфа гораздо шире и разнообразнее, чем может показаться. Стремление композитора к упрощению западноевропейской музыки вызывало споры, но его творчество преодолело время и предвзятость современников.
Карл Орф родился в Мюнхене 10 июля 1895 года. В детстве он не проявлял интереса к школьным урокам, но дома с энтузиазмом сочинял стихи, рассказы и ставил кукольные спектакли, сопровождая их импровизациями за фортепиано. В 14 лет он впервые посетил оперный театр и был потрясен «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера. Это событие изменило его жизнь: он забросил учебу и посвятил все время музыке. Несмотря на уговоры родственников, Орф покинул гимназию и начал готовиться к поступлению в Музыкальную академию.
В 17 лет Орф поступил в академию, но консервативная атмосфера учебного заведения не позволила раскрыть его творческий потенциал. Он сосредоточился на самостоятельном изучении музыки, вдохновляясь партитурами Клода Дебюсси. Разработанный им стиль был новаторским для западной музыки: Орф обращался к древним памятникам словесности и театра — античного, средневекового, народного. Он отказался от сверхсовременного языка и шенберговского метода, обратившись к латинской красоте и тишине. Вместо стилизаций и обработок он глубоко изучал старонемецкую и староитальянскую музыку, что позволило создать оригинальные произведения, впитавшие культурное наследие.
Сочинения Орфа до середины 1930-х годов вызывали интерес у меломанов, но настоящую славу ему принесла кантата «Carmina Burana». Премьера, состоявшаяся 8 июня 1937 года во Франкфурте-на-Майне, стала триумфом. После успеха Орф заявил издателю, что все его предыдущие работы можно уничтожить, так как отныне его творчество начинается с «Carmina Burana».
На становление Орфа как композитора повлияли его предшественники и учителя. В 1920 году он изучал Баха, а также произведения Букстехуде, Пахельбеля, Кригера, Хаслера и Лассо. Особое место среди них занимал итальянский композитор эпохи барокко Клаудио Монтеверди. Вдохновленный его оперой «Орфей», Орф решил переработать произведение для современной сцены.
Постановка старой оперы, такой как «Орфей» Монтеверди, была сложной задачей. Особенно трудно было найти необходимые инструменты. После премьеры в Мангеймском театре руководство других театров заинтересовалось постановкой. Орф заменил старинные инструменты современными, и новая редакция «Орфея» была показана в Мюнхене 13 октября 1929 года.
Барочный стиль Монтеверди стал для Орфа источником вдохновения и образцом для творчества. Композитор заимствовал выразительность, драматизм, оркестровые краски и живописность музыкального языка барокко. Особое внимание Орф уделял синтезу музыки с другими видами искусства: театром, танцем и драматургией. Это также было влиянием Монтеверди и ранней оперы, где различные виды искусств объединялись.
В последующие десятилетия Орф создал античную трилогию, переложив на музыкальный язык древнегреческие трагедии Софокла и Эсхила: «Антигона», «Царь Эдип» и «Прометей». Герои этих опер воплощают высокое человеческое достоинство, силу духа, душевную чистоту и справедливость. Орф выбирает строгий декламационный стиль: одноголосные хоры и соло с четким ритмом, ограниченную оркестровую палитру. Мелодический распев здесь звучит редко, но ярко и значимо.
Музыка Орфа имеет самостоятельную ценность, но ее связь с традициями оперы менее заметна, чем в ранних произведениях. Он также отходит от концертной симфонической музыки и идейно близких композиторов, таких как Хиндемит, Онеггер и Барток. В его сценических образах видно влияние старинного искусства Южной Германии, античной чистоты и строгости линий. Орф упрощает элементы синтетического спектакля, что соответствует примитивистским тенденциям искусства.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев