Тема конкурсной работы:
«Изучение исчезнувших в начале XX века церквей села Полковниково»
Выполнила: Пяткова Анастастасия Александровна, ученица 7 класса
с. Полковниково
Руководитель: Подольская Оксана Владимировна, учитель истории
МОУ «Полковниковская сош»
с. Полковниково – 2008
История православных церквей
Месторасположение церквей, внешний вид .Закрытие и разрушение церквей
Святые места сегодня
Мы живем в XXI веке, - это время перемен, проведения
глобальных преобразований во всех сферах жизни общества. За экономическими политическими и социальными проблемами, мы
порой не замечаем, что духовная сторона жизни, остается в тени. Издавна, русские люди были очень религиозны, посещали
святые места, церкви, соблюдали церковные праздники. Но с приходом новой власти, в н.XX века отношение к религии изменилось, святыни разрушили…
Сегодня, новый взгляд на забытые когда-то святыни, их восстанавливают,воскрешают, дают новую жизнь...
Считаю тему своей работы актуальной, т.к. на мой взгляд, каждый человек должен быть знаком с прошлым своей родины.
1.2Степень изученности темы:
Работая с историческими источниками и архивными документами, мы проследили историю создания православных церквей в селе Полковниково на основе изучения развитие православия на
Алтае в к. XIX н. XX вв.
Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами
и казаками, заложими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году.
С 1834 года алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское викариатство Томской
епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 года
именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 году, в годы гонений на Церковь,епархия была упразднена, а ее территория до 1994 года входила в состав Новосибирской епархии[1].
История церкви в советский период содержит много трагических страниц. В 1917 году церковь была отделена от государства, в 1920-е гг. начались репрессии против священников, в 1930-е гг. происходило разграбление и осквернение церковных зданий, репрессии против верующих[2].В архивных документах указаны даты основания церквей и даты их закрытия, но отсутствуют описания самих событий, реакции прихожан, судьбы священников и церковного имущества. Следовательно, для понимания истории православия необходимо
интервьюирование очевидцев событий тех лет.
Занимаясь краеведческой работой, ребята нашей школы изучали интересные краеведческие находки: иконы, церковные книги, осколок колокола. Изучая данные предметы,выяснили, что они найдены не случайно,оказывается, на территории села Полковниково находилось две церкви, одна из них - старообрядческая. Изучение
данной темы позволит приоткрыть завесу тайны об отношении крестьян к православию в к. XIX н. XX вв., воссоздать историю строительства и
разрушения церквей на территории с. Полковниково, а также восстановить утерянную информацию, для переосмысления некоторых исторических фактов, происходящих в данном населенном пункте.
Цель работы:
Восстановление утерянных сведений по истории церквей находящихся в к.XIXн. XX вв. на территории с. Полковниково.
Задачи:
Изучить и систематизировать источники и литературу
по теме·
Интервьюирование старожилов по теме исследовательской работы
Воссоздать историю церквей на основе архивных данных и сведений старожилов села
· Привлечь внимание общественности к результатам
исследования и восстановлению утерянных сведений по истории церквей
1.5 Объект исследования: православные церкви
Истории православия уделялось важное место на протяжении становления всей истории государственности России, но в 30-е гг. XX вв. история русского православия была прервана приходом новой власти.
Существуют архивные данные, свидетельствующие о закрытии церквей, но нет описания самих событий, неизвестны судьбы священников и церковного имущества. Несмотря на запреты властей,
жители нашего села не только остались верны своим убеждениям, но и сохранили важные сведения о святынях. Но поколение людей уходит, на смену ему приходят люди, которые не знают о том, что в с. Полковниково существовали две православные церкви, не ведают о судьбе священнослужителей,для многих станет открытием и то, что
рядом с церквями располагались кладбища. Это имеет огромное значение не только для понимания культуры нашего общества, но и восстановления православных традиций в селе, для
укрепления связей поколений.
Таким образом, впервые мы изучим и восстановим историю церквей, находящихся в к. XIX н. XXвв. на территории с. Полковниково.
Практическая значимость:В результате исследования был собран информационный материал, которым можно пополнить школьную музейную комнату, Косихинский краеведческий музей,
Путеводитель с. Полковниково.
История православных церквей.
«Святые церкви строить пристойно»
Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской духовной
миссии был город Бийск.
Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель
Макарий (Невский), за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых
Вслед за миссионерами начинается храмовое
строительство. Уже в 1815 г.указом святейшего Синода было разрешено в сибирских селениях строить церкви деревянными. 10 апреля 1850 г.
Томский епископ сделали представление святейшему Синоду о необходимости увеличения православных миссий и церквей в Сибири. В 1865 г. последовало официальное разрешение на переселение крестьян из российских губерний на Алтай.
Дальность расстояния от крестьянских поселений до церквей, плохие дороги, непогода, затрудняли посещение храма: младенцы
умирали без крещения, взрослые без исповеди и причастия, молодые вступали в брак без венчания. И тогда начинали строить храмы за собственные средства «по добровольному желанию и возможности своей». Церкви строили деревянные: леса было достаточно, а кирпичное производство не было налажено По данным краевого архива «Справочная книга Томской епархии 1909-1910гг.» мы узнали, что в с. Полковниково в 1896 г. построена первая деревянная однопрестольная единоверческая церковь, во имя Вознесения Господня
Изучив данный документ, мы выяснили, что земли при церкви не было, в состав прихода входили шесть сёл в расстоянии от10 до 35 верст. Прихожан обоего пола 792 души.
По штату полагался один священник, содержание священника: жалование от прихожан 400 рублей, известно, что выплачивалось несвоевременно. В с.Полковниковском находилась церковная школа грамоты с 35 учащимися, жалованье учащемуся составляло - 120 рублей.
Из документа мы узнали о священнослужителе – Петре Михайловиче Волкове. «34 года, домашнего образования, рукоположен в сан священника к сей церкви 4 февраля 1908г. состоит в
миссионерском благочинии 28 округ, член благочиническаго совета».
По данным старожилов эта церковь была старообрядческая, кержацкая. Проводя интервьюирование старожилов мы получили лишь скудные упоминания о некогда былой церкви: из воспоминаний Евдокии Терентьевны Полковниковой – « Красная, находилась на холме, у яра. Церковь была деревянная из бревен выкрашенных в красный цвет.
В нее ходили только «старообрядцы», так называемые кержаки[]».
Вера Петровна Палецких вспоминает: «В селе Полковниково была еще одна церковь, «староверов» или кержаков. Была она сделана из
деревянных досок, покрашенных в красный цвет. В эту церковь ходили только кержаки. Стояла она на высоком холме в конце села»
Место, указанное старожилами, привело нас на современное кладбище, а на пригорке, где, по их мнению, была «красная церковь»,
стоит небольшой дом.
Информацию о второй православной церкви мы получили из «Справочной книге Томской епархии 1914 г.»
Анализируя данный документ, нам стало известно, что
церковь во имя Вознесения Господня, построена в 1911 году. При ней имеется усадебная, пахатная и сенокосная земля 66 десятин 1200 кв. саженей. Изменился и состав прихода: « с. Полковниковское, Барнаульского уезда и села и деревни, числом 7, с единоверческим направлением в расстояние от 10 до 30 верст. Прихожан обоего
пола 1412 душ в т.ч. раскольников 462 человека». Известно и то, что по штату имеется один священник. Содержание священника: жалованье от казны 300 рублей и от прихожан 400 руб.
Следовательно, по сравнению с 1896 г. к 1911 году возросло количество деревень на одну, относящихся к полковниковскому приходу, количество прихожан увеличилось на 620 человек, жалованье священни составило 700 рублей (за счет прихожан –400 и от казны – 300 руб.). Церковная школа грамоты продолжала свою работу, её возглавлял священник Владимир Васильевич Мамин, прибывший из Томской духовнойсеминарии. Из бесед со старожилами мы узнали о месте расположения церкви, ее архитектурных особенностях, о том, как наши информанты, будучи детьми, посещали «белуюцерковь».
Сегодня,они с грустью вспоминают о святом месте, но надеются, что храм всё же появится в нашем селе.
Место расположенияцерквей.
Село Полковниково расположилось на живописных гривах, окруженных березовыми рощами (1795г.) В центре села, была круглая согра, (болотистая местность, торфяник). (Прим. автора) торфяник загорелся, горел зиму и лето, на выгоревшем месте образовалась
впадина с родниками. Так появилось озеро Деревенское. По правую и левую сторону от озера были расположены возвышенности, именно на этих возвышенностях и были построены церкви.
Они хорошо просматривались издалека, а колокольный звон было слышно даже в соседних деревнях.
Закрытие и разрушение церквей.
По архивным документам историки установили, что в с.XIX века
на Алтае насчитывалось 88 церквей, с начала 1880-х гг. возведено 170, в первом десятилетии XX в. – 162. Из существовавшего в 1925 г. 351 храма с 1925 по 1931 гг. были закрыты 3, в 1931-1939 гг.
- 348 церквей[8].
Судьба церковных зданий с их закрытием в 1930-е годы была предопределена советской властью. Их рекомендовали использовать под общественно-культурные и бытовые учреждения, хозяйственные
помещения или разбирать на строительный материал. До наших дней сохранилась в неизменном виде часть церковных зданий чаще всего в виде основного сруба, без колокольни и куполов. В нашем селе не
осталось ничего, что могло бы напоминать о существующих когда-то храмах, лишь только холмики прилегающего ранее к церкви кладбища…
Извоспоминаний Полковниковой Евдокии Терентьевны, уроженки села Полковниково 22февраля 1921года. «В тридцатые годы в стране
начали запрещать ходить в церкви и молиться, но люди не слушали властей и продолжали посещать церкви. За неповиновение власти закрыли «белую» церковь. В селе жил мужчина, который с самого начала был против постройки церквей. После закрытия
«белой церкви» он сбросил колокола.
Её разобрали и увезли на телятник. В одну из летних ночей была гроза, молния устремилась прямо в разрушенную церковь, целую ночь горела она. Сгорела вся дотла. Люди все равно не потеряли веру в Бога ».
Полковников Георгий Васильевич 6 мая 1921 г.р. вспоминает:
« Помню, как стали запрещать ходить в церковь, видел, как снимали колокола,большой отправили на переплавку, а маленькие растащили, также как иконы. Дочьмоего отчима ругала попов, снимала иконы и после этого помешалась».
По воспоминаниям ПалецкихВеры Петровны 1931 г.р.:
Власти стали запрещать молиться, и, в конце концов, церковь закрыли. Они считали, что религия это неправильно. Люди есть люди, они всегда верили и сейчас верят. Когда началась война, церковь подожгли. Местные жители выносили иконы, и мама Веры
Петровны вынесла икону. С тех пор Вера Петровна хранит икону.
-Во время учебы, говорит Вера Петровна,- на переменах, и в свободное время бегала с подружками в церковь, находили обрывки от
ризы и осколки от колоколов.
В дальнейшем церковь перестроили в клуб. В помещение, куда можно было заходить только священнику, там гримировались.
Родители Веры Петровны рано умерли,осталась она со старшими братьями: Яковом и Егором. Братья, пугали маленькую Веру, тем,
что когда начинались танцы, слышались какие то звуки. Вера
Петровна не знает, правда это или они фантазировали!»
Данные воспоминания свидетельствуют не только о закрытии церквей, но и об отношении верующих к поруганию над иконами,
святыми местами. За что непременно виновных в кощунстве ждало наказание[9].
Современные архивные документы содержат даты закрытия церквей, и характер использоваия зданий. Но нет описания самих событий, неизвестны судьбы священников и прихожан. Огромную, неоценимую помощь оказывают очевидцы тех событий, доносят до нас утерянный пласт устной истории. В нашем селе таких людей осталось не много.
Но все же по их воспоминаниям мы восстанавливаем утраченные сведения истории своей родины.
Святые места сегодня
Устные предания старожилов повествуют о том, что на территории села Полковниково было несколько святых мест - этотерритории, прилегающие к церквям (кладбища), а также родники, святые ключи. Считалось, что если пить воду из родника, она излечит от болезней; если делали соленья на зиму, опять обращались к родникам, ну и конечно приходили за святой водой в рождественские и
крещенские морозы. Многие старожилы упоминают в своих рассказах об этом. Сегодня эти места забыты, в них нет нужды. Но
пожилые люди хотели бы их восстановления.
Нельзя забывать о святых местах, необходимоих охранять и возрождать. Надеюсь, что своей работой я привлеку внимание общественности к данной проблеме. И молодое поколение России возродит забытые и разрушенные культурные традиции.
Заключение
Изучив историю православных церквей, находящихся в
к. XIX н. XXвв. в с. Полковниково были восстановлены
сведения, доказывающие наличие данных церквей в этот период, а также собраны устные повествования старожилов села. Сведения указывают на то, что первая православная церковь (старообрядческая)
построена раньше(1896г.), чем вторая (1911г.) Старожилы, возраст которых 85-88 лет, упоминают, что строили вторую православную церковь, всем миром, да и при ней была организована школа. Архивные данные свидетельствуют и о том, что первая трехлетняя школа была открыта в селе в 1912 году. Так мы сопоставили данные исследования, ведь для нас было важно установить время создания и
разрушения церквей.
К сожалению, в документах не сохранился чертеж церквей Вознесения Господня, по мнению старожилов села, церковь,
построенная в 1911 году, схожа с храмом Вознесения Господня с. Сорокино.
Сведения о старообрядческой церкви более скудные, сегодня о былом её существовании напоминает современное кладбище, расположенное за холмом.
Выводы:
1.
Восстановлены утерянные данные по истории церквей села
Полковниково к. XIX н. XX вв.
2.
Проведено интервьюирование старожилов
3. Выявлено и определено место положения церквей
4. Материалы исследовательской работы пополнили фонды музейной комнаты.
Список респондентов:
1.Кириенко Валентина Николаевна 1927г. Косихинский
район, с. Полковниково. Записано в 2008г.
2. Палецких Вера Петровна 1931г. Косихинский
район, с. Полковниково. Записано в 2008г.
3. Полковникова Евдокия Георгиевна 1921г. Косихинский район,
с. Полковниково. Записано в 2008г.
Полковников Георгий Васильевич 1921г.
Косихинский район, с. Полковниково. Записано в 2008г.
Приложения
Из воспоминаний Полковниковой Евдокии Терентьевны, уроженки села Полковниково 22февраля 1921года: «была не грамотна,
даже не окончила 1класс. Всю жизнь была разнорабочей. В нашем селе было 2 церкви: Белая и Красная. Белая церковь находилась в центре села на высоком холме. Строили ее всей деревней, и стар,
и мал. Церковь была православной. Она была деревянной, выбелена в
белый цвет. На самой макушке церкви возвышался деревянный крест. Каждый человек ходил молиться в церковь, даже был создан закон, который обязывал ее посещать.
В селе Полковниково была еще одна
церковь. Из воспоминаний Евдокии Терентьевны -
Красная, находилась на холме, у яра.
Церковь была деревянная из бревен
выкрашенных в красный цвет. В нее ходили
только «старообрядцы», так называемые
кержаки.
В тридцатые годы в стране начали запрещать
ходить в церкви и молиться, но люди не слушали властей и продолжали посещать
церкви. За неповиновение власти закрыли белую
церковь. В селе жил мужчина, который
с самого начала был против постройки церквей. После закрытия «белой церкви» он сбросил колокола.
Ее разобрали и увезли на телятник. В одну из летних ночей была гроза, молния устремилась прямо в разрушенную церковь, целую ночь горела она. Сгорела вся дотла. Люди все равно не потеряли веру в Бога »
Место, где в 1896 г. была построена старообрядческая церковь (за
холмом расположено современное кладбище)
Из воспоминаний Полковниковой Евдокии Терентьевны,
уроженки села Полковниково 22февраля 1921года: «была не грамотна, даже не окончила 1класс. Всю жизнь была разнорабочей. В нашем селе было 2 церкви: Белая и Красная. Белая церковьнаходилась в центре села на высоком холме. Строили ее всей деревней, и
стар, и мал. Церковь была православной. Она была деревянной, выбелена в белый цвет. На самой макушке церкви возвышался деревянный крест. Каждый человек ходил молиться в церковь, даже
был создан закон, который обязывал ее посещать.
В селе Полковниково была еще одна церковь. Из воспоминаний Евдокии Терентьевны - Красная, находилась на холме, у яра. Церковь была деревянная из бревен выкрашенных в красный цвет. В
нее ходили только «старообрядцы», так называемые кержаки.
В тридцатые годы в стране начали запрещать ходить в церкви и молиться, но люди не слушали властей и продолжали посещать церкви. За неповиновение власти закрыли белую церковь. В селе жил мужчина, который с самого начала был против постройки церквей. После закрытия «белой церкви» он сбросил колокола.
Ее разобрали и увезли на телятник. В одну из летних ночей была гроза, молния устремилась прямо в разрушенную церковь, целую ночь горела она. Сгорела вся дотла. Люди все равно не потеряли веру в Бога »
Из воспоминаний Веры Петровны Палецких, проживающей в
селе Полковниково 27сентября 1931 года. Всю Полковниково, работала пекарем. По ее воспоминаниям в селе было 2 церкви: белая
и красная. «Белую» церковь строили всем селом от мала
до велика. Было два входа: один вход, «Богу молиться», а второй - дверь в комнату священника. На самой макушкецеркви находился деревянный крест, еще были купола. Икон в церкви было мало, да и
выглядела она бедно. Остальным запрещалась заходить. Священник был хохлом и фамилия у него украинская - Данченко.
На самой макушке церкви находился деревянный крест, еще были купола. Икон в церкви было мало, да и выглядела она бедно.
В селеПолковниково была еще одна церковь, «староверов» или кержаков. Была она сделана из деревянных досок, покрашенных в красный цвет. В эту церковь ходили только кержаки. Стояла она на высоком холме в конце села». Больше Вере Петровне ничего не известно о «красной» церкви. Власти стали запрещать
молиться, и в конце концов церковь
закрыли. Они считали, что религия это неправильно. Люди есть люди, они всегда верили и сейчас верят. Когда началась война, церковь
подожгли. Местные жители выносили иконы, и мама Веры Петровны вынесла икну. С тех пор Вера Петровна хранит икону.
-Во время учебы,говорит Вера Петровна,- на переменах, и в свободное время бегала с подружками в церковь, находили обрывки от ризы и осколки от колоколов.
В дальнейшем церковь перестроили в клуб. В помещение,
куда можно было заходить только священнику, там гримировались.
Родители Веры Петровны рано умерли, осталась она со старшими братьями: Яковом и Егором. Братья, пугали маленькую Веру, тем,
что когда начинались танцы, слышались какие то звуки. Вера
Петровна не знает, правда это или они фантазировали!
Когда окончила школу, с подружками уехала на Дальний Восток. Прожила там долгое время, родила двух детей: Любу и Надю. Когда они подросли, приехали обратно в Полковниково, на церкви уже не было креста, а в ней самой стали хранить зерно.
Из воспоминаний ПолковниковаГеоргия Васильевича 6 мая 1921 г.р.
« В селе было две церкви. Обе стояли на пригорках, почти друг напротив друга, деревянные были, из круглого тонкого леса.
Одна из них была кержацкая. Былребенком, когда ходил с матерью в церковь. Помню, как по праздникам звучал большой колокол, а ему «подпевали» маленькие, далеко по округе слыхать было. Церковь была прямоугольная, вход был из - под горы. Сверху на куполе, был установлен деревянный крест. Справа от входа находилась паперть – место службы попов. ( Паперть – внешняя часть притвора – крыльцо храма. Притвор – западная часть храма. В притворе по уставу
совершались богослужения, обручения и
др. обряды. Примечание автора). Внизу под горой, за зданием церкви было деревенское кладбище. Умирал человек, в церкви отпевали
и несли хоронить на кладбище. Оно не было огорожено, но было обкопано небольшим рвом.
Служителей было два: поп и псаломщик. В церковь приходило много людей из соседних деревень: Верх-Бобровки, Налобихи, Новой Деревни, Васильевки.
Под окном белой
церкви стоял деревянный памятник, поставленный жителям села, погибшим в годыгражданской войны от рук колчаковцев.
Памятник и сегодня находится в центре села, его реконструировали – он
стал кирпичным. (Примечание автора)
Помню, как стали запрещать ходить в церковь, видел, как снимали колокола, большой отправили на переплавку, а маленькие растащили, также как иконы. Дочь моего отчима ругала попов, снимала иконы и
после этого помешалась. Здание церкви стало сельским клубом…
Туда ходили ученики,выступали. Когда я в 1946 году вернулся с фронта, церкви уже не было».
Кириенко Валентина Николаевна 24 октября 1927 г.р.
«Церковь была вентре села, где сейчас клуб находится. Деревянная, с куполом, крестом и колоколами. По праздникам туда ходили, соблюдали обряды, молились. Неподалеку стоял поповский дом, большой, крытый по-круглому. В 30-е годы власть сменилась, и церковь отдали под клуб, мы туда выступатьходили. А потом во время войны, склад для зерна сделали, а уж после и вовсе разобрали».
[6] Чрез Вознесение Господа падшее человечество Христом
возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Вознесшисьна небо, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием, стал ещеближе к человеку, ко всем верующим в Него.(http// www. zavet.ru )
[7] Кержак – раскольник, в вологодском языке купец, скряга.
(Словарь Даля) 2.
Кержак – страрообрядец, отназвания реки Керженец, один из центров старообрядчества. ( Примечание автора)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3