Испытания длились более полутора лет: с 29 сентября 1967 года.
Этот самолет долгое время составлял основу ПВО СССР. Это он заставил сесть в Карелии южнокорейский "Боинг - 707", выполнявший шпионское задание над Кольским полуостровом в 1978 году. Это он сбил над Грузией в 1981 году самолет без опознавательных знаков, шедший со стороны Ирана. Это он сбил южнокорейский "Боинг-747" с разведывательной аппаратурой над Сахалином в 1983 году. Су-15 стоял на вооружении около 30 лет и не имел себе равных по количеству реальных перехватов нарушителей воздушных границ СССР.
Истребитель-перехватчик Су-15.
Перехватчик Су-15 принят на вооружение в 1965 году. Самолет строился по классической в те времена схеме. Крыло треугольное имело угол стреловидности 60 градусов по передней кромке. Консоли оснащались поворотными закрылками с автоматической системой управления. Хвостовое оперение стреловидное с углом стреловидности 55 градусов имело цельноповоротный стабилизатор и киль с рулем направления.
Истребитель-перехватчик Су-15.
На самолете устанавливались два турбореактивных двигателя Р-11Ф2С-300 разработки Сергея Константиновича Туманского с тягой на режиме форсажа 6200 кг. На поздних сериях устанавливались более мощные двигатели Р-13-300 с тягой на форсаже 6600 кг. Взлетный вес самолета составлял 16,57 тонны. Максимальная скорость полета составляла 2230 км/час, практический потолок 18500 метров, практическая дальность полета 1260 км. Дополнительные топливные баки размещались под фюзеляжем. Вооружение состояло из четырех управляемых ракет класса "воздух-воздух" с тепловыми инфракрасными головками самонаведения, а также с радиолокационными головками наведения. Су-15 мог атаковать цели не только на догонных курсах, но и со стороны передней полусферы. Также были разработаны подвесные пушечные контейнеры, содержащие двухствольную авиационную пушку калибра 23 мм. Самолет мог перехватывать цели в диапазоне высот 500 - 23000 метров, летящие на скоростях 500 - 3000 км/час.
Истребитель-перехватчик Су-15. Под фюзеляжем размещены дополнительные топливные баки, а на пилонах под крыльями подвешены управляемые ракеты класса "воздух-воздух".
Самолет имел трехстоечное шасси с носовым колесом. В хвостовой части фюзеляжа размещался тормозной парашют. Кабина пилота имела пиропатронную систему сброса фонаря и катапультируемое кресло , обеспечивающее спасение пилота на всех высотах при скоростях от 140 км/час до 1200 км/час. Все управление агрегатами самолета осуществлялось гидравлическими системами, имеющими гидроусилители. Аварийные системы выпуска шасси, закрылков и торможения были выполнены пневматическими. На самолете Су-15 Павел Осипович Сухой впервые освободил всю носовую часть фюзеляжа для радиоэлектронного оборудования, а воздухозаборники двигателей разместил по бокам фюзеляжа. В носовой части самолета располагалась бортовая радиолокационная станция, автоматический радиокомпас, система распознавания "свой-чужой", а также аппаратура из состава системы наземного комплекса наведения на цель. Эта система осуществляла вывод перехватчика в район цели, а финишное наведение на цель осуществляла бортовая аппаратура. Первый испытательный полет на самолете Су-15 выполнил заводской летчик-испытатель Иван Федорович Сорокин. Государственные испытания проводил шеф-пилот ОКБ Сухого Владимир Сергеевич Ильюшин.
Су-15 стал самым массовым истребителем-перехватчиком, стоящим на вооружении советских ПВО. Он стоял на вооружении 29-ти истребительных авиационных полков перехватчиков, дислоцированных в различных районах СССР. Всего было построено 1400 перехватчиков различных модификаций. Для обучения летного состава применялся Су-15УТ - учебно-тренировочный двухместный самолет с упрощенным составом бортового электронного оборудования.
Учебно-тренировочный двухместный самолет-спарка Су-15УТ. На нем стоял упрощенный набор бортового электронного оборудования, отсутствовала система наведения на цель и дополнительные топливные баки.
Выпускалась модификация перехватчика Су-15Т с новым комплексом системы перехвата, а также модификация Су-15ТМ с модернизированной бортовой РЛС и доработанной системой вооружения.
Су-15 - рекордсмен по посадочной скорости среди советских самолетов - 285 - 295 км/час, и по скорости отрыва - 370 км/час. Однако несмотря на непростое управление из-за высоких скоростей самолет был достаточно надежный в эксплуатации, доступен летчикам средней квалификации и любим летным составом.
Существует версия, что пролет самолета Су-15 в близости от спарки МиГ-15УТИ стал причиной срыва в штопор и гибели в тренировочном полете первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина 27 марта 1968 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев