Одним из лучших подарков для советского мальчишки были солдатики. Оловянные и пластиковые, большие и маленькие. Как создавались игрушечные армии, и какие недетские скандалы порой сотрясали индустрию — в нашей, почти детективной, истории.
Солдатики Российской империи мало чем отличались от европейских. Реалист или гимназист мог обзавестись армией из оловянных пехотинцев, драгунов и казаков или устроить варгейм с помощью бумажных бойцов.
После окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики производство солдатиков попало в руки частников. Нэпманы в погоне за быстрой прибылью порой брались за дело слишком резво.
Чтобы запасам царских солдатиков не пропадать зря, им решили дать новую жизнь. И просто поменяли головы с реакционными казацкими фуражками на политически верные будённовские шлемы.
Впрочем, такая рокировка возмутила прессу молодой республики.
Производство солдатиков и других игрушек в Союзе практически на 100% было сосредоточено в артелях.
Что в те времена представляли собой солдатики? Чаще всего это были наборы столбиков из оловянного сплава — красноармейцы стояли по стойке смирно или шагали в колонне. Отряд дополняли командир, знаменосец, трубач, барабанщик и так далее.
Но встречались и «экшн»-солдатики: стрелки с винтовками, ведущие огонь стоя или с колена, лежащие пулемётчики, мотоциклисты и, естественно, кавалеристы.
Игрушечную живую силу дополняли жестяные заводные танки, броневики и пушки.
Борис Емельянов в книге «Рассказы о Гайдаре» описывает, как играли в те времена: «Из кусков пилёного сахара мы выстроили укреплённую каменную цитадель, и в ней засели мои зелёные оловянные снайперы. Голубые солдаты Гайдара пошли в наступление. Артиллерийскую подготовку его полевые орудия провели неудачно. Две деревянные пушки могли стрелять только шариками из жёваной бумаги — гороху в доме не было, — и оловянные снайперы громко смеялись в своём сахарном укреплении над огневой немощью врага».
Продолжалась и традиция выпуска бумажных воинов. Кроме того, продавались специальные штампы, которыми можно было перенести контуры солдатика на бумагу, а потом его вырезать. Вырезали таких солдатиков и из листового металла, и из фанеры, и даже из резины.
Сейчас фигурки 30-х стали объектом настоящей охоты коллекционеров. Стоимость их доходит до нескольких сотен долларов.
Но не спешите пускаться на поиски игрушечного антиквариата. По барахолкам гуляет масса искусных подделок. Нужно хорошо разбираться в вопросе, чтобы случайно не купить отлитого умельцами и состаренного в горшке с цветком «солдатика сталинских времён». По этой причине многие коллекционеры предпочитают честный пластик.
Самым большим огорчением мальчишек в те годы было отсутствие врагов для красноармейцев. Их советская промышленность не выпускала. Нужно было делить армии либо на условных «красных» и «синих», либо временно назначать «фашистами» и «буржуинами» часть солдатиков из своей коллекции.
Ситуация начала меняться только в 1970-х. Тогда появились наборы, посвящённые Куликовской битве и Ледовому побоищу. Но вот к прекрасным революционным матросам контрреволюционных кадетов вы бы не нашли. Не говоря уже об игрушечных солдатах вермахта.
И на это было множество причин. Основная — жёсткие идеологические установки. И если в кино без персонажей Белого движения было не обойтись, в игрушечном воплощении будёновцы могли бороться только с воображаемым врагом. Лишь с началом перестройки и возрождением кооперации прилавки начали заполнять пластиковые американцы, англичане, японцы и немцы.
В послевоенную эпоху производство солдатиков встало на широкие рельсы машиностроительной отрасли. Оловянных бойцов отливали на больших заводах — Минском и Брянском моторных, Ленинградском карбюраторном, Тульском патронном и многих других.
К созданию наборов солдатиков в Союзе подходили очень ответственно. Так, автором знаменитого набора «Ледовое побоище» Ленинградского карбюраторного завода стал Лев Разумовский — известный скульптор, художник и медальер.
К созданию набора его привлекли в 1972 году. Днями напролёт он просиживал в этнографическом музее, делая зарисовки одежды, доспехов и оружия русских воинов и сражавшихся с ними рыцарей. Потом скульптор создал 14 двусторонних рельефов. Каждого солдатика сначала лепили из пластилина на отдельном куске стекла — на одной стороне аверс, а на другой — реверс. С каждого рельефа делали гипсовые отливки, которые обрабатывались автором, а потом передавались на завод. Там с них снималась форма и уменьшалась в несколько раз.
Разумовский создал не только персонажей «Ледового побоища». Он также сваял фигурки для набора «Матросы революции», которых можно увидеть выше. А его «Куликовская битва» выдержала множество переизданий и выпускалась вплоть до 2010-х годов.
Ещё одно плоское «Ледовое побоище», но в пластике, создала советский скульптор Зоя Рылеева (она же — автор скульптуры «Золотой сноп» на ВДНХ, ставшей затем фонтаном «Дружба народов»).
Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма.
Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года.
Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов «дутышей» (так называли пустотелые пластиковые фигурки).
Да, вот таких миниатюрных резиновых пехотинцев 1812 года выпускал завод «Малыш».
С армиями других стран дело обстояло хуже. Не было бы счастья… на помощь пришло банкротство известного американского производителя солдатиков Louis Marx&Company, Inc.
Советские торгпреды выкупили пресс-формы, счастливым обладателем которых стал ДЗИ — Донецкий завод игрушек. Рыцари, ковбои, индейцы, викинги, пираты, римляне, египтяне стали безусловным хитом среди октябрят и пионеров.
Также ДЗИ освоил марксовских гигантских (15-сантиметровых) солдатиков — викингов, американских трапперов, неандертальцев и советских солдат. Правда, из-за своего размера они реже вовлекались в игры и чаще всего служили предметом декора в советских квартирах.
Примечательные наборы выпускала и московская фабрика «Прогресс».
Причём оригинальной дружине русских витязей противостояла пятёрка рыцарей из неполного набора итальянской фирмы Dulcope.
Они отличались яркими щитами, чья окраска наносилась с помощью переводных наклеек. А у богатырей было съёмное оружие .
В процессе игры рисунки на щитах часто стирались, а оружие терялось, что не делало этих солдатиков менее любимыми. Потерянную амуницию заменяли самодельной либо «вооружали» солдатиков обычными спичками.
С набором индейцев ДЗИ была связана почти детективная история. Вскоре из комплекта пропал раненый индеец со стрелой в спине.
Ходили упорные слухи, что он изъят цензурой за излишнюю жестокость сцены. Однако, по воспоминаниям заводчан, пресс-форма с индейцем просто была повреждена, и её решили не восстанавливать. По той же причине набор рыцарей сократился на пару персон, которые сегодня являются особенно желанным трофеем для коллекционеров.
Ещё один индеец из набора московской фабрики «Огонёк» в 1985-м попал под удар советской прессы. Журналиста «Московского комсомольца» возмутила фигурка одного из коренных жителей Америки с ножом в руке и «зверским» выражением лица. Холодного оружия ирокез вскоре лишился, оставшись в странной позе пацака, делающего «ку» три раза.
Экзотика всегда привлекала. Для советских ребят такой экзотикой были солдатики зарубежные — в первую очередь из ГДР и Польши.
В ГДР выпускали достаточно массивных солдатиков из эластолина — резиноподобного материала на основе мела, клея и казеина. Кстати, из того же эластолина в 1920-х делали мини-портреты солдат рейхсвера, а затем и солдат Третьего рейха.
При этом фигурки рыцарей, солдат армии ГДР, «зулусов», «ковбойцев» и индейцев расписывали вручную мастерицы-надомницы. Популярность этого дефицитного товара сложно переоценить, учитывая, что индейцев и ковбоев создавали по мотивам популярных в те годы книг Карла Мая и восточногерманских вестернов.
Тем временем наступала перестройка, и пальму первенства в производстве солдатиков вновь перехватили частники. В 1987 году советское правительство дало согласие на создание кооперативов и товаров народного потребления. Как грибы после дождя в стране начали появляться видеосалоны, мастерские по пошиву джинсов и другие мелкие производства. Некоторые фирмачи занялись изготовлением игрушек и солдатиков. Товар ведь ходовой. Дорогостоящего оборудования и материалов не нужно, да и распространять можно в любом киоске.
Первым делом кооператоры стали копировать советских солдатиков. В Одессе, например, сняли слепки с резиновых всадников фабрики МКИ. Причём вместо резины использовался твёрдый пластик. Всадники могли «спрыгнуть» с коня и вести бой пешими.
Активно копировались и солдатики Донецкого завода игрушек. Они отличались цветом пластика и качеством отливки. Подставки получались, как правило, толще, а детализация хуже.
Да и сами фигурки становились меньше. Для их изготовления брали самый дешёвый пластик. Но недостатки производства становились отличительной особенностью фигурок. Так донецкие пираты в реинкарнации приобрели кислотный жёлтый цвет.
В те годы на прилавках можно было найти не только контрафакт. В 1989 году колхоз «Мир» из Горьковской области выкупил у завода «Прогресс» пресс-формы русских витязей и зарубежных рыцарей. Но что-то пошло не так. Говорят, что при транспортировке заготовки повредились, да и большого опыта в производстве игрушек у колхоза, конечно, не было. Так или иначе, русичи утратили природную силушку богатырскую и изрядно сбавили в весе. К тому же они лишились цельнолитых подставок и получили отделяемые.
Рыцари, которых советские производители игрушек ранее скопировали с фигурок из набора итальянской компании Dulсоре, тоже похудели.
Подобным образом «заколхозили» и польских индейцев.
И разборных индейцев-своппетов того же «Прогресса».
Конечно же, частники ринулись копировать и зарубежных солдатиков.
Дети, привыкшие играть в богатырей и будёновцев, на ура восприняли появление американцев, англичан и даже немцев (наконец-то у советских бойцов появились настоящие враги!). С привезённых из-за рубежа наборов снимались копии, лепились формы — и на полках появлялись различного качества пластиковые и металлические «джиай» и «зелёные береты».
Подобный кустарный способ размножения своих армий освоили ещё советские мальчишки. Для этого они использовали свинец из выброшенных аккумуляторов.
Пластиковые солдатики часто продавались в ларьках поштучно вместе с конфетами. Причём часто их делали в белом пластике, что совершенно нетипично для игрушечных армий.
Благодаря таким фильмам, как «Американский ниндзя», бешеным спросом пользовались и японские «воины ночи». Этой популярности немало способствовали видеосалоны (для тех, кто родился в 90-х и позже — это комната с парой десятков стульев, телевизором и «видаком». За немилосердную таксу в рубль там показывали американские блокбастеры с гнусавым дубляжом).
В 1991-м году в ростовских киосках продавались наборы ниндзя. Производили их здесь же, в Ростове-на-Дону. Фигурки создавал местный мастер.
Появились и доморощенные фигурки героев из боевиков. Эти, например, были сделаны явно под влиянием фильма «Хищник» с незабываемым Арни. Что особенно ценно, оружие у фигурок было съёмным. Это делало игровой процесс ещё более интересным. Качество при этом было явно не фабричным. Но смущало это мало кого.
Ну и как же без самого Шварценеггера в образе терминатора Т-800? У его фигуры из тяжёлого полиэтилена руки двигались на шарнирах. Кстати, производился он тем же кооперативом, что и «воины ночи».
В 1993-м фирма Lintek произвела набор фигурок по мотивам фильма «Коммандо». Внизу в центре снова старина Шварц. Он держит финский «калаш» Valmet c запоминающейся формой приклада.
Не оставили в стороне и культовых героев 90-х — черепашек‑ниндзя.
Нашлось место на прилавках «героям» нового времени — рэкетирам. В те годы бравые парни в широких спортивных костюмах и лыжных масках «формировали» первоначальный капитал.
Вдохновляли кооператоров не только тренды американского кино. Своё отражение в индустрии нашла и война в Афганистане. В 1989 году ростовский кооператив, вдохновившись выводом советских войск, сделал фигурки бойцов ограниченного контингента.
Оригинальных индейцев делали в Чите.
Один из петербургских кооперативов выпускал больших петровских гвардейцев из полиэтилена.
Вспомнили и про незаслуженно забытое стрелецкое войско, просуществовавшее более полутора сотен лет.
Оригинальные наборы солдатиков времён Отечественной войны 1812 выпускалала фирма ЛИНТЕК (Лаборатория Интеллектуального Научно-Технического Конструирования) из Екатеринбурга. Начинали они с производства программного обеспечения, а потом переключились на солдатиков. Для тех времён подобная смена деятельности была обычным делом.
Сначала выпускали статичные фигурки русских и французских пехотинцев.
Затем появился динамичный набор солдатиков лейб-гвардии Литовского полка. Серию предполагалось продолжить французами, а также другими полками русской армии, но производство заглохло.
В 90-х на зарождающийся российский рынок хлынул многомиллионный вал солдатиков китайского производства (в первую очередь, из Гонконга). При своей убогости эти фигурки стоили очень дёшево — это было немаловажным фактором для родителей той экономически неблагополучной поры.
Кооператоры и частники какое-то время продолжали держаться, но большинство из них не выдержало восточного демпинга. И последствия этого «китайского нашествия» мы видим и сегодня во всех магазинах игрушек. Хотя как минимум две фирмы таки сумели выжить.
В 90-х большой популярностью пользовались солдатики петербургского кооператива «Оритет». Его основатель — преданный своему делу энтузиаст — создал несколько оригинальных наборов, ставших легендарными среди ценителей.
Начал он с копий солдатиков фирмы Airfix. Их отличало хорошее качество детализации и пластик, который был чуть ли не лучше, чем у оригинала. Например, набор австралийской пехоты Второй мировой войны. «Оритет» скопировал всего четыре фигуры из шести, но у каждого солдатика в комплекте имелось по две копии.
Кооператив освоил производство и других эйрфиксовских солдатиков. На прилавках появились и немцы из Африканского корпуса, и британские парашютисты-коммандос, и английская пехота в Африке, а ещё японцы, шотландцы и даже французы времён наполеоновских войн.
Был у «Оритета» и оригинальный набор солдатиков Великой Отечественной.
С пропорциями у фигурок дела обстояли не очень, но набор в масштабе 1:32 получился весьма интересным. В него входили пехотинцы, лётчик, танкист и партизан.
В качестве героев нового времени появились солдатики ОМОНа в наборе. Крутые ребята в касках «Сфера» и беретах были вооружены резиновыми дубинками, автоматами и дробовиками. Они вели бой с бурно развивавшейся преступностью.
И новая волна братвы не заставила себя ждать!
Звероподобные рэкитиры были персонажами игры с характерным названием «Стрелка-перестрелка». Им противостояли не менее брутального вида омоновцы.
Не обошёл «Оритет» стороной и героев фэнтези. Свет увидели кровожадные амазонки, необычные эльфы верхом на грифонах.
И толкиновские орки.
А горных троллей из всё того же «Хоббита» вообще не следовало бы покупать детям до 7 — а лучше даже до 17 лет — во избежание ночных кошмаров.
Это ограничение стоило бы отнести и к нечисти из русских сказок.
При этом игрушки получались очень оригинальными. Они отличались как от советской, так и от западной продукции.
К сожалению, после смерти основателя фирмы производство солдатиков заглохло. Оборудование и пресс-формы частично продали, а частично просто разворовали. Некоторые оритетовские наборы выпускает один из петербургских производителей игрушек.
В конце 80-х в киосках «Союзпечати» появились необычные пластиковые киборги с вращающимися руками и головами животных — жирафов, акул, лосей, буйволов, носорогов и других. Их цепкие лапы могли держать различное оружие устрашающего вида.
На постсоветском пространстве их стали называть киборгами, роботами, мутантами и, наконец, робозверями или звероботами. Их прототипами послужили японские фигурки Takara серии BeastFormers. Отечественные копии отличало более простое исполнение, одноцветность и отсутствие прозрачных экранов на груди.
Вскоре производством популярных звероботов занялись десятки кооперативов по всему СНГ. Энтузиасты придумывали новых героев войны киборгов.
Кроме роботов с головами зверей появились лютые «пиночеты» с черепами на плечах. Они пользовались особым спросом. Производил их кооператив «Технолог» из Армавира. Эти мутанты послужили стимулом для широкого распространения «варгеймов» (настольных военных игр).
Кроме робозверей кооператив также выпускал наборы игровых фэнтезийных солдатиков в комплекте с укреплениями, пушками, карточками «силы» и кубиками. С ними хаотичный процесс игры в солдатиков превратился в настоящую стратегию с «шахматными» правилами.
К середине 90-х популярность зверских роботов стала падать. Окончательно мода на них сошла на нет в начале нулевых. Солдатиков детям стали активно заменять консоли и компьютеры.
Производство игрушек на этом не закончилось. Правда теперь пластиковые армии создают скорее для взрослых коллекционеров, чем для детей. Но об этом, а также о втором пришествии робозверей, как-нибудь в другой раз.
#ссср#россия
Самой "фишкой" моего детства были "наши" и "рыцари" Льва Разумовского. Пластмассовые. Наши красные, немцы сине-зелёные. До сих пор: вот увидал фотки - и сердце тук-тук-тук!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4