Примечательной особенностью американского общества является высокая степень религиозности и вовлеченности религиозных институтов в общественно-политическое поле страны. Социологические исследование Gallup Institute свидетельствует, что значительная доля американцев (более 65% респондентов) заявили о важности религии в их повседневной жизни. Международные опросы свидетельствуют о том, что уровень религиозности населения Соединенных Штатов значительно выше, чем в большинстве «развитых» европейских государств. Так, уровень религиозности во Франции составляет 30%, Великобритании 27%, Швеции 17%. Некоторые исследователи склоны устанавливать прямую корреляцию между уровнем религиозности и уровнем экономического развития страны: низкий экономический уровень сопровождается высокой приверженностью религиозным традициям и практикам. К примеру, уровень религиозности в Джибути, Мавритании и Бурунди более 90%. Однако, случай Соединенных Штатов по словам известного политолога Хантигтона: «…в этом смысле — блестящее исключение»
Широкомасштабное исследование, проводимое PEW Research Center свидетельствует о противоречивых тенденциях в религиозной жизни американского общества. Число американцев, которые не идентифицируют себя ни с какой религией значительно выросло. В 2009г. 16% респондентов заявили об отсутствии у них какой-либо религиозной идентичности, в то время как в 1952г. таких было всего 2–3%. Вместе с тем, половина взрослого населения США (51%) менее склонна голосовать за кандидата на пост президента без каких-либо религиозных взглядов — человека неверующего. В этом смысле примечательна особенность американского общества, подмеченная еще Максом Вебером в своей работе «Протестантские секты и дух капиталлизма»: «По мне, сударь, каждый может верить или не верить, однако если я имею дело с фермером или купцом, который вообще не принадлежит ни к какой церкви, то я не доверю ему и 50 центов. Что побудит его отдать мне долг, если он ни во что не верит?». Религиозная принадлежность, как показала практика, стала неотъемлемой частью не только людей из «мира денег», но и политики. Этот тезис подтверждается статистикой: доля тех, кто готов голосовать за потенциального кандидата в Президенты без религиозной идентичности в 2016г. составила 6% — в основном голоса отдали «миллениалы».
Первая поправка к Конституции Соединённых Штатов Америки закрепляет отделение религии от государства. Вместе с тем, религия является важной составляющей политической жизни страны. Подавляющее большинство американских Президентов идентифицировали себя с христианской верой. Так, четверть всех американских Президентов принадлежала к Епископальной Церкви (Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон, Франклин Рузвельт и пр.) За последнее столетие трое пресвитерианцев стали Президентами Соединенных Штатов (Трамп, Рейган, Эйзенхауэр), четверо Президентов пришлось на долю баптистов (Картер, Клинтон) и лишь один католик занял пост Президента (Дж. Кеннеди). Отметим, что только двое из американских Президентов не принадлежали ни к какой из Церквей (Томас Джефферсон и Авраам Линкольн), однако считали себя людьми верующими. О важности религии в политической жизни страны свидетельствует и тот факт, что среди членов нового 115 Конгресса США 91% называют себя христианами.
Исследователи констатируют, что религия продолжает играть важную роль в американском обществе. Американский социолог Stephen Warner считает, что религиозная идентичность выполняет функцию культурной и социальной интеграции в обществе, является одной из первичных форм самоорганизации и самоидентификации людей. Принадлежность к религиозной общине (формально или косвенно) до сих пор является неотъемлемой частью американского общества; община — не просто религиозный центр, но выполняет коммуникационную функцию. «Быть религиозным — значит быть «американцем» в широком смысле слова — и по сей день воспринимается как аксиома считает исследователь David A. Hollinger. Этот тезис помогает отчасти понять почему выходцы из Латинской Америки проявляют большую религиозную активность в Соединенных Штатах нежели у себя на родине.
Победа Дональда Трампа на выборах в президенты Соединённых Штатов в 2016г. продемонстрировала влияние и мобилизационный потенциал религиозных групп, способность оказать решающую поддержку кандидату на выборах, а также недовольство значительной части верующих (преимущественно христиан) политикой Демократической партии. Использование «религиозной повестки» в политических целях — явление не уникальное для истории Соединённых Штатов. Вместе с тем, активное проникновение религии в политику приходится на послевоенное время и начало «социальной революции 60-х гг.», однако отдельные элементы прослеживаются и в 1950-е гг. Особое место в политической жизни страны религия займет в конце 80-х –начала 90-х гг. и во-многом это будет связано с ростом «эсхатологических настроений» накануне нового тысячелетия, а также вызвано неудовлетворением части американского общества разрушением «традиционного» уклада жизни, переориентацией политического истэблишмента, значительной части университетской и интеллектуальной элиты в сторону «секуляризма». Все это в значительной степени предопределило характер политической борьбы между Демократической партией и республиканцами в XXI веке.
Республиканская партия:
Республиканская партия — одна из двух крупнейших (наряду с демократической) партий Соединенных Штатов. Партия образовалась в 1854 г. на волне общественного движения против рабовладения. Исследователи констатируют, что традиционно партия республиканцев была поддерживаема крупными бизнесменами и мелкими землевладельцами, а большинство республиканских центров располагалось на Севере Соединенных Штатов. Интересно отметить при этом, что если в начале XX века Республиканская партия состояла в основном из белых северян и классических протестантов, то в начале XXI века «фундаментом» партии стали протестанты-евангелисты и фундаменталисты. Традиционно голосующие за демократов евангелисты переориентировались на республиканцев в конце 70-х гг. и составили костяк республиканской партии в XXI веке.
Республиканцы широко представлены в Южных и Центральных Штатах. Своеобразной «вотчиной» Республиканской партии c конца 80-х гг. является «Библейский пояс США» — условный регион на Юго-Востоке страны, в котором наиболее сильны позиции Южно-Баптистской Конвенции — одно из крупнейших религиозных объединений в Соединенных Штатах. Социологические исследования свидетельствуют о значительном росте поддержки Республиканской партии среди верующих: рост обнаруживается в среде евангельских христиан (в 1996г. 65% евангельских христиан голосовали за республиканцев, в то время как в 2012г. уже 75%) и среди католиков (с 44% до 50% соответственно). Вместе с тем Республиканская партия потеряла 8% голосов чернокожих протестантов, а также неверующих (с 34% до 23%). Краткий анализ позволяет выявить закономерную тенденцию: переориентация Республиканской партии на англо-саксонское, протестантское большинство. Отметим при этом, что львиную долю протестантов составляют так называемые евангелисты — значительно более консервативные и религиозные по сравнению с «классическими протестантами» (лютеранами, методистами и пр.) и католиками. Этим объясняется специфика проводимых реформ и оперирование к религиозной тематике. Политическая повестка дня Республиканской партии значительно более консервативна и реакционная в сравнении с Демократической. Интересен и тот факт, что подавляющее число республиканцев (60%) считают, что их кандидат должен разделять схожие ценностные и религиозные установки, соответствовать «религиозным стандартам», в то время как 58% демократов заявили об обратном.
Историки заявляют, что до начала 60–70-х гг. XX столетия в США не наблюдалось значительного разрыва между политическими предпочтениями более религиозных граждан и соответственно, менее религиозных. И республиканцы и демократы активно апеллировали к религии, морали и этике, не делая принципиальных различий. Феномен «культурно-религиозных» войн между демократами и республиканцами — явление характерное для конца XX века — считают специалисты. Однако, есть все основания полагать, что религиозная идентификация республиканской партии возводит свои корни к 1950-м гг.
Автор данной работы считает, что одна из первых попыток использовать религию и религиозных деятелей Республиканской партией была предпринята в 50-е гг. XX столетия и была связана с именем Билли Грэма. Билли Грэм — пожалуй, самый известный американский пастор, духовный лидер страны и евангелист. Его влияние распространялось не только на прихожан церквей, но и крупных политиков, Президентов. Авторитетная организация «Gallup Organizations» пятьдесят раз вносила его имя в список десяти самых авторитетных мужчин (Рональд Рейган и Папа Иоанн Павел II фигурировали лишь 31 и 27 раз, соответственно). Известный проповедник имел близкие отношения с четырьмя Президентами. В 2007г. Дж. Буш младший назвал Билли Грэма никак иначе, как «Пастором Америки».
Нет комментариев