В дельте Нила, в Пелузии, сохранилось крепость V–VI веков н.э. Она располагалась рядом с крупным городом, основанным еще в эпоху Птолемеев, а в плане представляет неправильный четырехугольник размером примерно 200×400 м. Башни вдоль стен – подковообразные, угловые – круглые. И стены, и башни выполнены из обожженного кирпича.
Оазисы Ливийской пустыни – Фаюм, Сива, Бахария, Фарафра, Дахла и Харга – достигли наибольшего расцвета как раз в римский период. Военные укрепления здесь строились в основном из необожженного кирпича, а для отдельных конструктивных элементов иногда применялось дерево или камень.
На территории Фаюма сохранилась большая крепость в Дионисиасе, построенная при Диоклетиане (нач. IV в.). Отсюда осуществлялся контроль за дорогой, идущей из Ливийской пустыни в Фаюм. Бастион имеет квадратный план, размеры которого составляют примерно 80×80 м.
В оазисе Сива не сохранилось ни одной римской крепости. В Бахарии, в маленьком оазисе эль-Хайз, находился небольшой форт (30×20 м). Недалеко от него располагались церковь и дворец, принадлежавший, вероятно, начальнику римского гарнизона.
В столице оазиса Фарафра, в Каср Фарафра, тоже обнаружены руины форта. Описания и рисунки, сделанные путешественниками в XIX веке, говорят о том, что его высота составляла примерно 11 м, а размеры в плане – около 100×100 м.
В юго-западной части оазиса Дахла сохранился форт Каср эль-Касаба.
Наибольшее количество крепостей открыто в Западной пустыне, в оазисе Харга, что обусловлено его расположением на южной границе империи. Римляне боялись вторжения кочевников-блеммиев, чьи нападения после заката государства Мерое (кон. III в. н.э.) стали для римского Египта серьезной проблемой. Современные исследования показали, что в отношениях между Египтом и Нубией немалую роль играли торговые пути, проходящие через оазисы Западной Пустыни, в частности, караванный путь Дарб эль-Арбаин. И защита этого региона была особенно важна.
Самая большая крепость в оазисе Харга – эль-Дейр, – также основанная в эпоху Диоклетиана, располагалась на входе в оазис двух главных магистралей, соединявших его с долиной Нила, – в Панополь и Фивы. План форта – квадратный, его размеры составляют 73×73 м. Он имел 12 полукруглых в плане башен: 4 – по углам и 8 – вдоль стен. Внутренняя планировка не сохранилась.
В Харге обнаружено и несколько сильно укрепленных храмов, расположенных вдоль участка Дарб эль-Арбаин, идущего от южной окраины оазиса к его центру. Самой южной крепостью-храмом являлся Каср Душ; далее по направлению на север располагались Каср эль-Зайан, Каср эль-Гувейта и Надура.
На севере оазиса сохранились маленькие форты, сооруженные в IV–V веках: Айн Лабека, Айн Мухаммед Тулейб, эль-Гиб, Сумерия. А на северо-западе, на пути в Фарафра, – Умм эль-Дбадиб (15×15 м): его главные ворота находились в северной стене, углы которой фиксировали две квадратные башни с лестничными клетками; толщина стен составляла примерно 1 м; к ним примыкали четырехэтажные галереи со сводчатыми перекрытиями, в которых размещались казармы и служебные помещения.
Остальные крепости были аналогичными. Принцип их расположения необычен: они растянуты в длинную линию на севере оазиса, тогда как основная угроза исходила с юга. Можно предположить, что при помощи этих сооружений римляне создали вторую оборонительную линию, защищающую северную часть оазиса и долину Нила от набегов блеммиев.
Особенный тип крепостей сформировался в Восточной пустыне Египта. Ее бесплодная каменистая территория содержит множество полезных ископаемых, включая золото и редкие породы камня. На побережье Красного моря существовали торговые порты – Береника и Миос Хормос, через которые в Египет попадали экзотические товары из Индии и Восточной Африки. Для Рима важно было не только защитить этот регион, но и наладить инфраструктуру дорог. Все поселения в данном регионе представляют несколько типов: дорожные станции, города, располагающиеся рядом с рудниками ценных ископаемых, и порты. Они охранялись крепостями или представляли собой небольшие форты. При их строительстве использовались схожие материалы (в основном природный камень, редко – необожженный кирпич) и технологии. Стены складывали по-сухому, без раствора.
Наиболее ранние документы, найденные здесь, относятся к периоду от правления Веспасиана (69–79 гг. н.э.) до Адриана (117–138 гг. н.э.). Сами крепости, скорее всего, много раз перестраивались, и большинство их реконструировано во времена Диоклетиана.
Среди сооружений, оборонявших дорожные станции, наиболее характерны форты на пути от Коптоса на Миос Хормос: Фойникон, Крокодило, Рерсоу и Максимианион. Это квадратные в плане крепости, где нет разметки улиц, что мы видим в упомянутых выше фортификационных постройках. По периметру стен располагались казармы и другие помещения, а в центре – площадь с источником воды.
В качестве примеров военных сооружений, охраняющих места добычи полезных ископаемых, можно привести Монс Клаудианус, Монс Порфиритес и Бадиа. Вокруг этих крепостей, больших по размеру, но также без намеченных в плане основных магистралей, образовывались небольшие поселения с храмами и специальными загонами для животных (площадью примерно 50×50 м), где держали лошадей, ослов и верблюдов, которых использовали как транспортные средства и в военных целях. Они прекрасно охранялись, а камень, добытый в каменоломнях в Монс Клаудианусе, поставляли в Рим для постройки знаменитых монументальных ансамблей.
Тип крепости, охранявшей порт, представляет Абу Шаар. Ее планировочная структура аналогична фортификационным сооружениям в Западной пустыне и долине Нила: здесь четко прослеживаются Улица Претора и Главная Улица, а размеры и пропорции напоминают крепость в Дионисиасе. Для данного региона характерны также сторожевые башни между фортами, расположенные на видимом расстоянии друг от друга.
Отсутствие во многих крепостях Восточной пустыни четкой внутренней объемно-пространственной композиции с ярко выраженными основными улицами можно объяснить набатейским влиянием. По одной из версий, тип укрепленного лагеря-стоянки с бараками вдоль внешних стен и источником воды в центре сформировался по аналогии с кочевым лагерем набатеев. Их стоянки устраивались, как правило, около источников воды, вокруг которых расставлялись шатры и фургоны, создавая естественное заграждение, защищавшее от противника или песчаных бурь. Известно, что в V–VI веках до н.э. много переселенцев из Аравии эмигрировало в Восточную пустыню Египта.
Подводя итоги, повторим, что все названные сооружения можно разделить на несколько типов. К первому относятся крепости в важных административных центрах: ярким примером является военный лагерь в Луксоре. Ко второму – менее крупные форты, охраняющие торговые пути, месторождения полезных ископаемых или другие стратегически важные объекты. Третий представляют небольшие укрепления позднего римского и византийского времени в оазисах Западной пустыни; четвертый – сторожевые башни в Восточной пустыне и похожие памятники, сохранившиеся в оазисе Харга; пятый – сильно укрепленные крепости-храмы в оазисе Харга.
Кроме времени Диоклетиана в истории строительства крепостей выделяются еще два периода: до переустройства Египта этим императором (прежде всего – эпоха правления императора Адриана, к которой, скорее всего, относятся некоторые укрепления в Восточной пустыне, о чем позволяют судить сохранившиеся документы) и IV–V века н.э, когда были возведены небольшие форты в оазисе Харга и, возможно, крепость в Пелузии.
Теперь попробуем подробнее рассмотреть архитектурные принципы римских крепостей эпохи Диоклетиана на примере лагеря в Луксоре, который был исследован в 80-х годах XX века совместной французско-египетской экспедицией. Строительство лагеря началось после того, как Фивы стали центром отдельной провинции. К тому времени храм Амона уже давно пустовал.
Крепость была окружена массивной кирпичной стеной с башнями по углам и вдоль стен. Ее главными воротами служил северный пилон храма, построенный при Рамсесе II (1317–1251 до н.э.). Башни и стены были сложены из обожженного кирпича и позднее практически полностью разрушены. Башня слева от пилона сохранилась на высоту 2-х м. Наличие обожженного кирпича в стенах и башнях указывает на особую важность цитадели в Луксоре, поскольку, как правило, для них использовали необожженный кирпич. Крепость имела 6 дополнительных ворот. Каждый вход представлял собой арку, сложенную из каменных блоков древнего храма, за которой располагался небольшой открытый двор, окруженный стенами: в случае вторжения противника он должен был стать дополнительной преградой.
Илл. 4. Аксонометрия римского военного лагеря в Луксоре (III-V века)
Нет комментариев