Джеральд Уэльский (Гиральд Камбрийский, Giraldus Cambrensis) был
человеком не совсем ординарным. Окшотт называет его средневековым
журналистом, и это действительно так. Разумеется, в двенадцатом веке
служители церкви высоких уровней сильно не соответствовали нашим
ассоциациям с такими понятиями, как архидьякон и епископ. Для начала,
они вовсе не обязательно принимали монашеский сан, и уж никогда не жили в монастырской тиши, вдали от тревог и забот общества.
Совершенно нет сведений о том, что Джеральд Уэльский когда-либо принимал монашество, его, скорее, можно назвать учёным и королевским клерком, сопровождавшим и Генриха Второго, и короля Джона в их походах. А поскольку сам он был из семьи де Барри, и имел кровные связи с валлийским королевским домом Дехейбарт, раннее воспитание он, несомненно, получил вполне в духе баронских традиций. Так что его анализ вооружённой стычки между отрядом де Браоза и валлийцами заслуживает полного доверия. Речь идёт об использовании длинных луков против кольчужной защиты.
Я не хочу именно здесь углубляться в диспут, был ли валлийский длинный лук во всём аналогичен знаменитому английскому длинному луку, и, тем более, луку, находящемуся на вооружении у сарацинских армий времён крестовых походов. Есть на этот счёт разные точки зрения, причина которых скорее терминологическая. Во всяком случае, старейший длинный лук, найденный в Англии, датируется аж 2665 BC, но об оружии пойдёт речь позже, когда будет рассматриваться вооружение рыцаря.
Джеральд Уэльский описывает, как стрела, пущенная из длинного лука,
пронзила бедро всадника в кольчужном доспехе: она прошла через кольчугу хауберка, кольчужные шоссы и кожаные штаны, проделала на выходе обратный путь штаны-шоссы-хауберк, и пронзила дерево и кожу седла всадника, ранив его лошадь.
Вышеописанный эпизод происходил в конце двенадцатого века. Мне не совсем понятно, почему использование длинных луков не было взято на вооружение английской армии немедленно, коль скоро их проникающая сила была так хорошо известна. Окшотт определённо пишет, что в четырнадцатом веке «английские йомены, научившиеся стрелять из уэльских луков, практически смели две шотландские армии в сражениях при Дупплин Мор (1332) и Халидон Хилл (1333). Затем, в 1346-м, английская армия, на две трети состоявшая из лучников, выкосила ряды гордого французского рыцарства при Креси».
Нет комментариев