Совсем иная картина наблюдалась с «Комсомольцем». Боевая масса самоходной установки на его базе, получившей обозначение ЗИС-30, составила те же самые 5 тонн, но за счёт гусеничного шасси проходимость оказалась выше, чем у ЗИС-31. При этом, в отличие от колёсной самоходной установки, переделка «Комсомольца» в ЗИС-30 требовала минимального изменения базовой машины. Вместо сидений расчёта устанавливалась П-образная конструкция, на которую ставилась пушка. По бортам были размещены укладки со снарядами. Согласно описанию КБ завода №92, боекомплект составлял 30 выстрелов (в иных источниках указываются 20). Углы наводки оказались теми же, что и у ЗИС-31: по 28 градусов по горизонтали и от −5 до +15 по вертикали.
Опытный образец ЗИС-30 был готов к 20 июля 1941 года. В пояснительной записке указывалось, что при необходимости на самоходную установку можно установить 76-мм пушку ЗИС-3, опытный образец который был построен примерно в это же время. Уже 21 июля был подготовлен проект постановления ГКО «О производстве самоходных установок 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2 на тракторе «Комсомолец» и производстве 76 мм пушек обр.1939 г. (УСВ) на лафете ЗИС-2».
Размах замыслов впечатляет: с августа по декабрь 1941 года предполагалось выпустить 3000 ЗИС-30. Проблема была в том, что пожелания Грабина и НКВ не соответствовали сложившимся реалиям. Такого количества «Комсомольцев» найти было невозможно, поскольку с 1 августа их снимали с производства, чтобы освободить мощности завода №37 для выпуска малых танков Т-30. Поэтому постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) №252сс от 23 июля 1941 года утверждались куда более скромные планы:
«1) Обязать НКВ (народного комиссара вооружения — ПИ) т. Устинова установить первые сто 57 мм противотанковых пушек на тракторе «Комсомолец».
2) Обязать НКСМ (народного комиссара среднего машиностроения — ПИ) т. Малышева подать заводу № 92 НКВ 100 шт. тракторов Комсомолец до 10.8.1941 года.
3) Обязать НКВ т. Устинова с 10.8 выпускать 57 мм противотанковые пушки на прицепе, используя автомобиль ГАЗ-61, как тягач.
4) Обязать т. Малышева с 10.8 подавать заводу № 92 НКВ автомобили ГАЗ-61, в количестве, обеспечивающем программу выпуска 57 мм противотанковых пушек.
5) В отношении выпуска 57 мм противотанковых пушек и дивизионных 76 мм пушек на заводе № 92 остаться при прежнем решении.
6) Предложение Горьковского обкома и завода № 92 об установке 57 мм пушек на автомобиле ГАЗ-ААА не принимать».
Как видно, этот же документ одновременно окончательно определил автомобиль ГАЗ-61–416 на роль основного тягача для ЗИС-2. Что же касается самоходок ЗИС-30, то ситуация с выпуском даже сотни таких машин оказалась не самой простой. Изготовление опытного образца совсем не означало, что машина сразу пойдёт в серию. В ГАУ Красной армии вполне резонно посчитали, что необходимо провести полигонные испытания. Программу испытаний утвердили 10 августа 1941 года, а сами испытания прошли в десятых числах месяца.
С учётом результатов испытаний в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Наиболее заметным стало появление сошников, которые опускались при стрельбе. Этим частично компенсировалась продольная раскачка ЗИС-30 во время стрельбы, которая при небольшой длине «Комсомольца» была неизбежной. Также появились откидные панели пола, что упрощало работу расчёта в боевом положении.
Нет комментариев