Боевая масса машины, в зависимости от источника, разнится. В одних документах масса Т-100Y указывается как 58 т, в других — 64, в третьих — 66. Скорее всего, истина где-то посередине. Несмотря на рост массы, подвижность осталась на уровне Т-100. С этой точки зрения Т-100Y явно был более удачной машиной, нежели СУ-14. Другой вопрос, что с ней завод №185 опоздал, причём в марте случился скандал. АБТУ принимать Т-100Y отказывалось, ссылаясь, на то, что заказ был на инженерный танк, а предъявили самоходку. Баталии между Барыковым и АБТУ шли несколько месяцев. Надо сказать, что борьба была равна. Из переписки следует, что контроль над созданием Т-100Y возложили на военинженера П.К. Ворошилова, и как бы не приемный сын наркома обороны предложил поставить на машину пушку Б-13. Одним словом, история тёмная.
Несмотря на то, что и Т-100Y, и СУ-14 на советско-финскую войну опоздали, тема истребителя дотов не исчезла. Финские укрепления брали совсем иными методами, тем не менее, истребитель дотов всё ещё требовался. Правда, ввиду окончания войны скорость принятия решений снизилась. Вопрос об испытании обоих типов машин поднимался с апреля 1940 года. На завод №185 поступили таблицы стрельб орудия Б-13, причём с ним имелся нюанс. Дело в том, что Б-13 имела лейнеры нескольких типов, что вносило некоторый сумбур в её эксплуатацию. Ещё раньше, в середине марта 1940 года, завод №185 получил таблицы стрельб для орудий БР-2 и Б-30.
Фактически испытания стрельбой начались на Гороховецком АНИОП только 15 июня 1940 года. Туда отправилось все три машины. На СУ-14-1 отмечалось тугое открытие затвора, а подвижная бронировка системы мешала при повороте орудия, поскольку упиралась в выхлопные трубы и петли люка доступа к трансмиссии. Имелись проблемы с синхронизацией работы перископического прицела, а прицельный огонь из пулемётов вести было невозможно. Возникли претензии и к лямкам, которые использовались для переноски снарядов для заряжания, а также к системе продувки канала ствола. Но имелись и положительные результаты. Выяснилось, что сошники для стрельбы опускать не обязательно, СУ-14 и так оказалась стабильной огневой платформой. Вполне удачно были организованы места расчёта боевого отделения. Да и конструкция рубки получилась вполне удачной. Всего набралось 8 пунктов необходимых переделок. Примерно те же самые данные были получены и на СУ-14, обе машины произвели по 5 выстрелов. При этом указывалось, что реальный угол возвышения орудия составлял 15 градусов, а не 31, как в описании.
Комментарии 1