Цель этого сборника, как следует из его названия, — свести воедино все местные летописи и создать полную и, что особенно важно, единственно «правильную» версию истории, которая обосновывает идею, что Москва — преемница Руси Киевской и Владимиро-Суздальской, а правящая династия в лице Ивана Грозного — единственная легитимная власть.
Персонально Александру Ярославичу в «Лицевом своде» посвящено целых 196 миниатюр в двух томах — больше, чем всем остальным русским князьям. Но удивляет даже не количество посвящённых Александру иллюстраций, а то, что создателей свода совершенно не интересуют следующие за Ледовым побоищем двадцать лет его жизни. А ведь это были наиболее важные годы: Александр становится великим князем Киевским, а потом и великим князем Владимирским, то есть из рядового удельного князя превращается в политика национального масштаба.
Очевидно, что такое «неуважение» к последующей деятельности Александра обусловлено стремлением обойти неудобные моменты его биографии, связанные с захватом великокняжеского трона и сотрудничеством с Ордой.
В царствование Ивана Грозного началась и монументальная пропаганда образа Александра Ярославича. В построенном по указанию царя храме Василия Блаженного была помещена большая икона «Святой Александр Невский с деянием», где изображены 32 его прижизненных подвига и посмертных чуда.
Пришедшие к власти цари из династии Романовых продолжили чествование Александра Ярославича, хотя, в отличие от Рюриковичей, не были его прямыми потомками. Романовым, взошедшим на престол в результате победы над поляками, тоже нужен был символ борьбы с Западом. При них около 1630 года в Московском Кремле был воздвигнут первый на Руси храм во имя святого Александра Невского.
Новую смысловую нагрузку образ Александра Ярославича получает при Петре I, который объявляет его «небесным покровителем» Петербурга царствующей династии и Российской империи. Пётр Алексеевич был первым из русских царей, сделавшим Александра и своим официальным небесным покровителем. Первый российский император считал, что родился с Александром в один день — 30 мая. И даже сына, родившегося в 1691 году, Пётр назвал в честь покровителя (правда, Александр Петрович умер в младенчестве).
В 1710 году у впадения в Неву речки Чёрной Пётр лично выбрал место для строительства монастыря в честь Александра Невского. К летописной Невской битве это место отношения не имеет, так как устье реки Ижоры, где она состоялась, находится от него в сорока километрах. Но Петру нужен был монастырь в самой столице, а не в её дальнем пригороде.
В 1723 году Святейший синод постановил перенести мощи Александра из Владимира в Александро-Невский монастырь (в действительности останки, которые монахи Рождественского монастыря выдавали за мощи князя, погибли при пожаре ещё в 1491 году). Маршрут был устроен так, чтобы ковчег с ракой следовал через крупные населённые пункты. Весь этот путь кортеж под охраной почётного воинского эскорта двигался в окружении духовенства, скопления народа, нищих и юродствующих.
Комментарии 1