Pz.Kpfw.IV Ausf.G оказалась наиболее изменчивой модификацией данного танка. Помимо трёх вариантов орудий, имелось множество других переделок и дополнений, некоторые из которых весьма существенно влияли и на внешний вид, и на эффективность машины. Одним из первых изменений стало устранение смотровых лючков в бортах башни, а также с правой стороны лба башни.
Впервые вопрос об этом изменении встал ещё 2 января 1942 года, но убирать лючки начали в апреле. Это совсем не означает, что лючки тут же исчезли: процесс их устранения затянулся, окончательно от них отказались в октябре 1942 года. При этом существуют фотографии танков ещё с однокамерным дульным тормозом, без боковых лючков, но с правым лючком во лбу башни. Другой пример — Pz.Kpfw.IV Ausf.G с серийным номером 83072, ныне находящийся в танковом музее Мунстера (Германия). Машина, изготовленная в сентябре 1942 года на заводе VOMAG, всё ещё имеет полный комплект лючков.
Более существенным изменением стало усиление лобовой защиты корпуса и подбашенной коробки. Опыт боёв 1941 года показал, что усиления лба до 50 мм недостаточно — требовалось усиливать броню и дальше. Решением проблемы стало дополнительное бронирование. В отличие от Pz.Kpfw.III, это было не разнесённое бронирование, а листы толщиной 30 мм, которые приваривались ко лбу башни и подбашенной коробки. После их установки боевая масса Pz.Kpfw.IV Ausf.G достигла 23,6 т.
Установка экранов стала процессом, растянутым во времени. Первые восемь «усиленных» Pz.Kpfw.IV были готовы на Grusonwerk в мае 1942 года, в июне их сдали 16 штук, в июле — ещё 16, столько же в августе, 14 в сентябре и до половины танков с ноября. Между тем по планам все Pz.Kpfw.IV Ausf.G должны были комплектоваться дополнительной бронёй ещё с июля 1942 года.
Оснащать все Pz.Kpfw.IV Ausf.G дополнительной бронёй стали только с января 1943 года, при этом часть танков выпуска весны-лета 1943 года имела защиту подбашенной коробки, закреплённую на болтах. Усиление брони позволило, наконец, склонить чашу весов в «споре» между Pz.Kpfw.IV и Т-34 в сторону немецкого танка. Появление нового орудия позволило поражать советский средний танк на дистанции около километра, а усиление лба теоретически делало лоб Pz.Kpfw.IV пробиваемым только в упор. Другое дело, что эта «теория» являлась вещью в себе. Во-первых, экраны являлись менее надёжным средством защиты, чем монолитная плита толщиной 80 мм. Во-вторых, никуда не делись ослабленные зоны вроде смотрового прибора механика-водителя и установки курсового пулемёта. В-третьих, толщина лобового листа башни так и осталась 50 мм. Усиливать же башенную броню не позволял возможный перегруз шасси.
Комментарии 1