Вместе с каддикбехерами проходила слава прекрасно выточенных деревянных кукол и мастерских шахматных фигур, которые забыты уже давно.
Когда подарками вдоволь навосхищались, дело доходило до еды. К празднику в этом отношении готовились хорошо. В сочельник всегда было рыбное блюдо, такое как сельдь в сливках или зеркальный карп польского стиля в соусе из солодового пива с лимоном и коврижкой. На первый день Рождества - рождественский гусь, фаршированный печеными яблоками, а на второй - если кошелек допускал - заяц.
Рождественские обряды отличались в разных землях Восточной Пруссии. В Мемельской области хозяйка дома в сочельник варила горошины, которые обвязывались соломой. Солому привязывали вокруг вишневых деревьев в саду и ожидали что это принесет богатый урожай на следующий год. В католической Вармии тот же самый обычай на первый день праздников, а в протестантской Натангии - на новый год были известны еще на рубеже веков. То, что крестьянин кормил домашнюю птицу горошинами, а скот - соломой с горошинами в этот день, снова указывает на сегодня более не осознаваемое и не ощущаемое происхождение обычая от дохристианской магии плодородия. И если в южной Натангии (Прейсиш-Эйлау и окрестности) выпекали еще около 1900 звериных фигур и скармливали их в Рождество скоту и домашней птице, то мы узнаем в них те самые "Формовые булочки", которые должны принести благословение.
"12 святых ночей" начинались с Сочельника. Христианские и дохристианские заимствования и воззрения особенно сильно смешиваются в это время. Поскольку солнце стоит во время зимнего солнцеворота спокойно, люди не могут начинать работы, которые связаны с вращательными движениями, так как вследствие этого скот может заболеть вертячкой. Это поверье было особенно распространена в Мемельской области и Мазурах (но и в Нижней Саксонии, например, нельзя мыться в дюжину).
Древний обычай "звездного пения" (колядок - ПИ) сохранился до начала этой (Второй Мировой) войны. Певцы шли под предводительством звездоносца, либо в образе трех святых царей, либо в образе животных (аист, козел и белая лошадь). Факелы освещали им дорогу, из бумажной звезды, которая вращалась на высокой жерди, лился свет. Короли носили длинные белые рубахи и были украшены золотыми бумажными коронами, цветными гирляндами и всяческими прочими декоративными штучками. Один измазывал лицо черной сажей, другой иногда нес деревянный меч с багровым концом, - как намек на избиение младенцев Иродом. Согласно и однообразно звенела входная песня из уже охрипших глоток мальчиков:
"Мы входим внутрь без всяких насмешек, прекрасный добрый вечер дал бы вам Господь. Прекрасный добрый вечер, веселое время, приготовленное нам господом Христом. Мы мудры, мы поднимаем горы, Ирод, который выглядывает в окно, Ирод, который обдумывает мысль: это три мудреца, куда они хотят прийти?" и т.д.
После короткой паузы рассказывался рождественский стих. И после повторной паузы, пока хозяйка дома приготавливала различные сладости, преподносились пожелания добра. По очереди короли и звездоносец выступали вперед и пели:
"Мы желаем хозяину золотого стола, на всех 4 углах по поджаренной рыбе. А в середине кувшин вина. Хозяин может пить и веселиться. Мы желаем хозяйке золотую корону... ".
Все обитатели упоминались в песне: сыновья и дочери, повариха, служанка и кучер. И наконец сообщалось:
"Мы слышим женщину звенящую мисками... она выкажет нам уважение."
Тогда хозяйка дома и дети раздавали певцам рождественское печенье и складывали старые игрушки и одежду в их уже наполовину полные мешки. Затем в качестве прощания звучало еще несколько рождественских песен и толпа продолжала свой путь к следующему дому.
Похоже, только грубее и шумнее, шло дело, когда выступали аист, козел и белая лошадь. Часто переодевание было предпринято настолько нелепо, что с трудом можно было понять - кого, собственно, кто представляет. Ворчащий горшок и чертова скрипка сопровождали пение. Играющие на этих инструментах покрывали лица черной сажей. Под пение:
"Мы заходим выступать с пением и молитвами и приносим веселое рождество в ваш дом"
они входили в комнату, причем "Лошадка" сильно ржала и "лягалась". Дальнейшее происходило в той же самой форме как у 3 святых царей, только здесь пение сопровождали ворчащий горшок и чертова скрипка. К концу трое животных начинали производить всяческие каверзы. Лошадь просилась танцевать, в чем ей нельзя было отказать дважды. Под подбадривающие возгласы зрителей она делала все более быстрые и более высокие прыжки, а оба музыканта надрывали беспорядочно свои инструменты, так что возникал сильный шум, который, видимо, в древности должен был прогонять злых духов.
Инструменты для шума можно было сделать подручными средствами. Ворчащий горшок делался из бочонка или старого горшка, отверстие которого обтягивали свиным пузырем или кожей. Через дыру в середине пузыря (или кожи) протягивали пучок конских волос и на днище завязывали его узлом. Когда дергали за эти волосы или били по ним, он выдавал особенный рычащий звук. Чертова скрипка, называемая также рычащий бас, делалась из длинной палки, на которую натягивали проволочные струны или шпагат от верхнего конца через доску или сигарную коробку до низа, которые выдавали при дергании резкие звуки. Шум мог еще увеличиваться, если на гвоздь в верхнем конце палки накалывали маленькие жестянки и упирали инструмент в пол. Так же, как инструменты, животные указывают на дохристианские представления. Белая лошадь изображает коня Вотана, козел был посвящен богу Тору и, пожалуй, также одному из богов древних пруссов, а восточно-прусское имя аиста "Adeboar" выводится из германского "beran", которое продолжает жить и сегодня в слове "роды", и вновь возвращает нас к магии плодородия.
Все эти древние обычаи продолжали жить в народе без осознания их смысла. Наряду с ними колядующие процессии содержат остатки христианских средневековых игр: так же как кровавый меч намекает на эпизод с Иродом, мы узнаем древние шутки скоморохов в бесчинствах, которые производят козел и аист с публикой. А в "танцующей лошадке" нам являет себя великий балаган средневекового театра.
Забытым сегодня рождественским обычаем является натангийское "Зеленое зимнее деревце" бедняков. Это были 3 стоящих вертикально друг над другом яблока, связанные проходящей сквозь них палочкой и выкрашенные в ёлочно-зелёный цвет. Забыты и "Dannewiwer", которые ходили с маленькой сияющей рождественской елкой по улицам и передвигали ее с однообразным ритмичным пением. Для Кенигсберга это пение еще в шестидесятые годы прошлого (19) столетия было столь же типично, как уличные призывные крики собирателей грибов и черники или торговок рыбой.
Но рождество, как мы праздновали его на нашей родине, не должно быть забыто. И незабываемым должен оставаться глубокий смысл этого праздника и в наше время: Рождество - это праздник любви к ближнему. Дарение стоит на переднем плане всех мыслей и действий этих недель. Эгоистичное Я отступает и человек вспоминает о себе самом и своем месте среди живущих на этой земле.
Нет комментариев