Рональд-Катберт «Ронни» Хей (Ronald Cuthbert Hay, 1916–2001) – кадровый офицер морской пехоты, до перевода в авиацию несколько лет отслуживший на кораблях, получил пилотский диплом в октябре 1939 года. В феврале-марте 1940 года он служил в только что сформированной 806-й эскадрилье, а в апреле был переведён в 801-ю и в конце месяца участвовал в боевом походе в Норвегию на борту «Арк Ройала» (HMS Ark Royal). Летая на «Скьюи», Хей открыл свой счёт побед 27 апреля, сбив в паре с другим истребителем одиночный He 111. Во время этого похода ему довелось повоевать не только на истребителе-пикировщике, но и на его «турельной» версии «Рок», быстро заслужившей славу абсолютно бесполезного самолёта.
4 мая лейтенант Хей, несмотря на слишком низкое звание, был поставлен командовать 805-й эскадрильей, формирующейся специально для действий в Норвегии на поплавковой версии «Рока». В ожидании получения гидроистребителей лётчики части тренировались в 765-й эскадрилье, но уже 13 мая командование всё отменило, и 805-я была расформирована, а её комэск вернулся в прежнюю эскадрилью, вместе с которой на «Скьюи» прикрывал эвакуацию войск из Дюнкерка, а потом до конца июня летал над Францией.
В июле Ронни Хея перевели в только что сформированную на «Фулмарах» 808-ю эскадрилью, которая в начале сентября была отдана под контроль RAF и участвовала в Битве за Британию, но боевых действий фактически не вела, а патрулировала над Ирландским морем и Западными подступами. В октябре её вернули под флотский контроль и включили в авиагруппу «Арк Ройяла», а в ноябре авианосец ушёл в Гибралтар и в течение года активно воевал на Средиземном море и изредка действовал в Атлантике. Основной решаемой задачей было прикрытие мальтийских и египетских конвоев, во время которого Ронни Хей одержал одну личную и несколько групповых побед, осенью 1941 года вплотную приблизившись к статусу аса.
13 ноября возвращавшийся после доставки очередной партии сухопутных истребителей на Мальту и находившийся всего в паре часов пути от базы «Арк Ройял» был торпедирован немецкой подлодкой и на рассвете следующего дня затонул. Команда была спасена, но все самолёты пошли на дно. 808-я эскадрилья после этого была расформирована, а её персонал распределен по другим частям. Лейтенант Хей вернулся в Англию.
В декабре он стал инструктором в 759-й эскадрилье, а под новый 1942 год был назначен командиром 761-й. При этом он все ещё оставался лейтенантом и лишь в мае получил капитанский чин. В конце июля ему поручили сформировать и возглавить 897-ю эскадрилью, но всего через месяц эту часть решили расформировать, и 24 августа 1942-го Роналд Хей был назначен командиром 809-й эскадрильи, вооружённой «Фулмарами» Mk.II.
Королевский флот тогда уже не испытывал нехватки авианосцев и самолётов для них, поэтому под командованием морпеха эскадрилья поучаствовала лишь в одном боевом походе на «Викториесе» в ноябре 1942 года, приняв участие в операции «Факел» (вторжение во Французскую Западную Африку). В марте 1943 года 809-я эскадрилья сменила устаревшие двухместники на «Сифайры», а в апреле её комэск получил, наконец, соответствующее должности звание майора. В мае-июне он прошёл обучение в школе винг-лидеров, а затем был на штабной работе в системе боевой подготовки FAA.
Нет комментариев