4. Фельяны, фейяны. Постепенно среди якобинцев в клубе нарастали противоречия - обычные разногласия между умеренным крылом, считавшим, что "всю революцию уже поделали, и надо устраивать закон и порядок", и радикалами, жаждавшими "еще революции!". В 1791 году лидеры умеренных - Мирабо, Лафайет, Байи, Барнав, Дюпор, братья Ламеты - решили, что надоело им собачиться с радикалами, и "мы создадим свой клуб с блэк-джеком и шлюхами". Схема была та же - заняли бывший монастырь ордена фельянов (или фейянов) и принялись заседать там. Некоторое время клуб активно соперничал с Якобинским, потом стал сдавать позиции, а после падения монархии в 1792 году вообще прекратил свое существование, а слово "фельян" стало у революционеров ругательным, наряду с "аристократом", "английским шпионом" и "гнидой казематной".
5. Кордельеры. Если фейяны были якобинцами, недовольными радикальными выходками, то, по закону всеобщего политического разделения везде и всегда, существовала в монастыре св. Жакоба и противоположная группа - крайних радикалов, недовольных всем, начиная с взноса в 12 ливров и ежегодной платы в 24. И они тоже ушли за своими блэк-джеком и шлюхам в рабочее Сент-Антуанское предместье, опять таки оккупировав бывший монастырь, на сей раз ордена кордельеров. Там всё было свободное - членство, посещение, темы для обсуждения. Попросту говоря, базланили с утра до вечера, и в основном громко, ибо "не могли молчать". Лидерами их стали Дантон, Демулен, Марат, а после "поправения" первых двух и смерти третьего выдвинулись такие люди, как Эбер, Венсан и Моморо. В ходу у них была откровенная демагогия и постоянные призывы к насилию - без кордельеров не обошлось ни одно вооруженное парижское событие в 1792 и 1793 годах. По сети корреспондентов и отделений в городах кордельеры одно время конкурировали с якобинцами. Но когда в 1794 году робеспьеристы истребили Эбера и его сторонников, а потом "старых кордельеров", казнив Дантона, Демулена и др., клуб быстро захирел и "впал в ничтожество".
Комментарии 2