Удивительный класс техники, способный передвигаться как по суше так и по воде, появился фактически одновременно с обычными автомобилями. Хоть амфибии и не получили большой популярности, оставшись нишевым видом транспорта, в основном для развлечений, или для специальных задач, определенный интерес к ним сохранялся всё время, и в наши дни некоторые компании предлагают свои разработки заинтересованным заказчикам.
Претендентом на первенство является скорее всего Orukter Amphibolos. До сих пор нет единого мнения, является ли конструкция Оливера Эванса полноценным автомобилем-авфибией или нет.
Дело в том, что эта машина на паровой тяге (локомобиль) предназначалась для углубления речных корабельных доков. Исторические справки говорят, что применялась она на реке Делавер, построена была в 1805 году, весила около17 тонн, двигаться могла как по суше так и по воде. В общем, по характеристикам подходит к соответствующей категории.
Другая конструкция, которой без малого сотня лет, напоминает скорее не автомобиль, а обычный катер, только на колёсах.Это Peugeot Motor-Boat Car 1926 года постройки.
Машина, или катер, даже не знаю, какое описание ближе этой технике подходит, без сомнений – прекрасна, и по всему видно, что предназначена скорее для длительных путешествий по воде, чем по суше.
Даже якорь у этого колёсного катера присутствует. Всё по взрослому. На рыбалку можно ехать прямо из гаража и на середину озера, не покидая транспортное средство.
Всерьёз разработкой амфибий начинают заниматься в конце 30-х, начале 40-х, в период милитаризации и последовавшей за ней Второй Мировой войны. Потенциал универсального транспортного средства был по достоинству оценен в разных странах.
В 30-х немецкая компания Trippel представляет свою амфибию Trippel SG, которую выпускает небольшими партиями.
Машина заинтересовала Вермахт, и появилась милитарная версия Trippel SG-6
Увидев интерес милитаристов к амфибиям, свою версию разработал и Volkswagen. Своими характеристиками Volkswagen Type 166 Schwimmwagen, превосходил Trippel , это была простая, надёжная, сугубо милитарного назначения машина.
В конструкции широко применялись комплектующие от дешевого Volkswagen Beetle.
В начале 40-х темой автомобилей-амфибий начинают всерьёз интересоваться и американские военные. Военное командование США объявляет конкурс, результатом которого становится Ford GPA.
Эта машина так же была сугубо милитарного назначения, была рассчитана на транспортировку 5 человек, весила 1845 кг, на воде могла двигаться со скоростью 9 км/час, по суше могла разгоняться до 90 км/час. Могла буксировать небольшой прицеп как по суше, так и по воде.
Машина хоть и не имела ярко выраженной формы катера, но и на типичный автомобиль она мало была похожа.
Производилась машина недолго, всего около года. Американское военное ведомство в ней, как в военной технике разочаровалось. Из 12 774 амфибий Ford GPA 3230 были переданы в СССР по ленд-лизу.
В начале 50-х в СССР начинают выпускать свою амфибию ГАЗ-46 (МАВ) , очень напоминающую Ford GPA, настолько на него похожую внешне, что неспециалисту трудно найти отличия. Выпускалась машина с 1953 по 1958 год.
ГАЗ-46 не был первой амфибией в СССР, в 30-х уже была предпринята попытка производства небольшого плавающего броневика ПБ-4, правда, выпущено их всего было 6 штук.
Параллельно с ГАЗ-46 в СССР выпускалась большая амфибия БАВ 485 (он же ЗИС-485, он же ДАЗ -485), шестиколёсная с полным приводом на все колёса, и грузоподъемностью на плаву почти в три тонны.
Производилась она с 1950 по 1962 год, и была похожа на аналогичную американскую амфибию GMC DUKW 353, производившуюся в 40-х годах.
Duck, так неофициально называли американцы свой плавающий грузовик, поставлялся в СССР по ленд-лизу, около 600 штук было поставлено, а в США эта машина эксплуатировалась почти до 2000 годов, на несудоходных водных путях, в том числе и в коммерческих целях. Несколько штук и до сих пор работают
Один из DUKW 353 и в наши дни катает туристов в Лондоне по Темзе.
Во второй половине 50-х в США появилась большая амфибия GMC XM 157 «Drake». Этот монстр был снабжен двумя дизельными двигателями, двумя автоматическими коробками передач, двумя гребными винтами, приводом на все 8 колёс, пневмоподвеской, весил 14.5 тонн, при том что корпус был алюминиевый, скорость по шоссе была 70 км/час, на плаву – 14 км/час.
Со второй половины 20 века концепция амфибиестроения немного изменится как на Западе, так и у нас.
Во второй половине 20 века амфибии заняли нишу техники для отдыха и развлечений на Западе, а в СССР проводились работы над созданием различных амфибий, в основном тоже гражданского направления, для поисково-спасательных работ.
Самым массовым легковым автомобилем-амфибией является немецкий Amphicar. Машину создал Ханс Триппель, разработавший еще в 30-х годах весьма неплохую по тем временам амфибию Trippel SG, которой даже милитаристы Вермахта заинтересовались.
Amphicar был единственной серийно выпускавшейся амфибией для гражданского рынка. Внешним видом он напоминал спортивный кабриолет, уменьшенный в пропорциях, имел двигатель мощностью в 43 л.с., мог передвигаться по трассе со скоростью 120 км/час, по воде со скоростью 12 км/час, а вот стоимость машины, составлявшая на тот момент 11800 марок позволяла купить в Европе полноценный спортивный автомобиль.
Выпускали Amphicar с 1961 по 1965 год, в основном для американского рынка, где его покупали как транспортное средство развлечений выходного дня разные искатели приключений. Среди владельцев этой забавной лодки на колёсах был один американский президент, арабский шейх и несколько президентов африканских стран, а в 60-х на нескольких таких машинах энтузиасты переплыли Ла-Манш за 5 часов 50 минут.
Для таких длительных путешествий по воде машина в принципе не предназначалась, но смогла.
Недостатком машины, помимо высокой стоимости, была сложность в обслуживании. Сейчас их немного осталось в частных коллекциях, иногда владельцы устраивают заплывы, приуроченные к значимым датам.
Примерно в то же время в СССР создан полноприводный легковой автомобиль-амфибия НАМИ-049 «Огонек».
На испытаниях были выявлены слабые стороны машины – очень мягкий стекло-пластиковый кузов и слабый мотор. Дальше ходового образца дело не пошло.
По мере развития советской космической программы, в СССР возникла необходимость с специальных машинах для поиска и эвакуации вернувшихся на землю экипажей космических кораблей. ПЭУ-1 стала первой в серии таких машин, первая машина была собрана на ЗИЛе в 1966 году.
Корпус амфибии был из стекло-пластика, двигатель бензиновый, карбюраторный V8 ЗИЛ-375, она имела автоматическую трансмиссию и могла передвигаться по суше, по воде и по заболоченной местности. Амфибия была оборудована небольшим подъемным краном.
Через несколько лет на базе ПЭУ-1 создадут санитарно-эвакуационную машину ПЭУ-1М, с большим обитаемым отсеком и возможностью транспортировки человека на носилках.
Пока на Западе в области амфибиестроения ничего особо интересного не происходит, в СССР на узлах и агрегатах «Запорожца» создают полноприводный лёгкий транспортёр – амфибию ЛуАЗ-967.
Удачной эту машину назвать нельзя, она хоть и была сделана по заказу оборонного ведомства, но популярностью в милитарных кругах особо не пользовалась, выпускалась небольшими партиями с 1965 по 1989 год, на вторичном рынке такие время от времени еще встречаются по скромной цене.
В 1976 году на ВАЗе увидела свет «Река», первая и пока единственная тольяттинская амфибия ВАЗ-2122.
Создана она была на агрегатах «Нивы», в течении 10 лет было выпущено несколько опытных образцов, но в серию так и не пошла, хотя машины успешно проходили испытания и были рекомендованы к производству.
У военного ведомства, которое проявляло интерес к этой машине попросту не оказалось денег, необходимых для запуска её в производство, а вскоре и сама машина перестала их интересовать.
Свою амфибию пытался создать и Ульяновский автозавод, производитель внедорожников «УАЗ».
В 1976 году было начато проектирование вездехода-амфибии УАЗ-3907 «Ягуар». К 1989 году изготовили более десятка различных опытных образцов, большая часть которых успешно прошла испытания. Один автомобиль успешно прошел по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.
В конструкции лежали узлы и агрегаты серийно выпускавшегося УАЗ-469.
«Ягуар» постигла судьба вазовской «Реки», машина оказалась не нужна военному ведомству, работы над ней были свёрнуты в 1989 году по инициативе завода.
В 1969 году начинаются работы над созданием новой версии поисково-эвакуационной машины ПЭУ -2.
Машина обладала выдающейся проходимостью на разной местности, но и не менее выдающимися размерами.
Перевозить её транспортной авиацией не представлялось возможным, по дорогам общего пользования тоже могли быть сложности с передвижением. Машина в серийное производство не пошла, так и оставшись единственным экземпляром, но решения примененные на ней пригодились в будущем – при создании «Синей Птицы», поисково-спасательной амфибии ЗИЛ-49061, производившейся с 1980 по 1991год.
Именно эта машина и пришла на смену ПЭУ-1
В 90-х и 2000-х об амфибиях снова активно вспоминают на Западе.
В конце 90-х американский изобретатель и предприниматель Дэйв Марк создает компанию WaterCar, изготавливающую автомобили-амфибии по индивидуальным заказам.
Одна из амфибий компании, Watercar Python попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая быстрая амфибия в мире.
В прошлом году компания стала выпускать даже пожарные модификации своей легковой амфибии, водозабор при тушении они осуществляют прямо из того водоема, в котором находятся сами.
В 2003-м британская компания Gibbs Sports Amphibians выпускает свою Aquada, способную ехать по суше со скоростью 160 км/час, а на воде - 50 км/час.
В 2004 году Ричард Бренсон установит на ней рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.
Gibbs Phibian не так известна, как Aquada, и не так быстра, но зато способна взять на борт 1.5 тонны груза.
Gibbs Humdinga I может взять на борт 5-7 человек, или водителя и 750 кг груза.
Gibbs Humdinga 2 своими характеристиками впечатляет больше, чем предшественник, на технологиях которого он создан. Мощный V8 в 350 «лошадей» способен двигать машину по воде со скоростью 65 км/час, по трассе – 160 км/час, и помимо этого, машина является еще и внедорожником, способным ездить по труднодоступным местам.
Самым быстротрансформируемым из сухопутного в водный транспорт является Gibbs Quadski, этому гибриду квадроцикла и аквабайка требуется всего лишь пять секунд на втягивание колёс и готовность преодолевать водные преграды со скоростью 70 км/час. Примерно такая же скорость у него и на суше.
В 2004 году шведская компания Rinspeed представила удивительный Rinspeed Splash.
Этот болид достигал на суше скорости в 200 км/час, а на воде – 50 км/час. Двигатель машины работает на газу.
В России тоже принялись возрождать славные традиции авфибиестроения, компания Sherp создает вездеходы – амфибии для экстремальных видов туризма.
Следующей вехой в развитии автомобилей – амфибий станут уже автомобили – субмарины, более того, одна такая уже есть – это открытый родстер sQuba, созданный Франком Риндеркнехтом на основе Lotus Elise.
Родстер-субмарина оснащен тремя электромоторами, один – для движения по суше (до 120 км/час) а два других – для движения на воде и под водой. На воде скорость движения достигает 6 км/час, что мало даже для амфибий 50-х годов, а под водой еще меньше – всего 3 км/час, но зато ведь это первая машина такого рода. Машина может погружаться на глубину до 10 метров, вот только сухим и комфортным для водителя и пассажира такое погружение назвать нельзя – кокпит то не герметичный.
Как бы там ни было, а о таких машинах, которые в наши дни летают по воздуху, ездят по воде, по суше и даже уже под водой, еще не так давно не мог мечтать ни один супергерой.
В подборку не вошел ряд уникальных амфибий, созданных умельцами- аматорами из подручных материалов и имевшихся доступных агрегатов. Они станут темой отдельной публикации
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев