Ради Будды, увольте вашего непокорного слугу от подробного описания причин Великой французской революции - это начинать надо "от Адама до Потсдама". Точнее, от двух тоталитарных диктаторов Людовика XIII и кардинала Ришельё, убивших последнее, что оставалось во Франции от сословного представительства (то есть, шанса не профукать конкурентную борьбу соседней Англии) - сильную знать, независимых судей и подчиняющуюя папе Римскому церковь. Затем весь этот "Мордор душной бюрократии" своими усилиями "отлакировал" в "окончательный Версаль" эгоцентрик-нарцисс-мегаломан Людовик XIV. Так что его правнуку Людовику XV немного что оставалось - проиграть пару войн и вогнать страну в бесконечные долги, с которыми беспомощно-громоздкая система, зацикленная на монарха и лишь беспомощно скрипевшая, когда он оказывался "простым человеком", справиться просто была не в состоянии... Всё это достаточно подробно объяснили "римляне и греки, написавшие тома для библиотеки" (ну, разве что кардинала и обоих первых Луев они называли "великими правителями", но сути фактуры того, что они делали, сие никак не меняет).
Мы поговорим о том, о чем до сих пор говорить было как-то "стыдно и фу" - о людях, из-за которых всё это и развалилось (потому что "предпосылки развития капитализма и буржуазии" существовали во всей Европе, но "бубухнуло" почему-то исключительно во Франции - "бидапичаль" Маркса и Энгельса, которую они предпочли в своих рукописных "песчаных замках всеобщей теории всего" просто проигнорировать). Рыба, как известно, гниет с головы, а "старый режим" во Франции сгнил с короля Людовика XVI. Как всегда, случилось всё из-за доброты - будь этот Луй "человеком-говно", на манер своих предков-тезок №11, №13 и №14, или хотя бы самолюбивым эгоистом, как дед Людовик XV, революции бы не было - ее утопили бы в крови тогда, когда для этого хватило бы всего лишь ведра этой жидкости. Людовик XVI был классической тряпкой, который боялся почти всего на свете (например, несколько первых лет брака - секса с женой), но особенно - потерять "любовь" народа, так что в итоге, бесконечно "сливая полимеры", потерял кое-что поважнее, а именно его уважение. Он не умел применять силу точечно, когда этого еще бывало достаточно, применял ее точечно, когда требовались уже массовые репрессии, и соглашался на репрессии тогда, когда что-либо делать уже было поздно. В общем, никогда еще тезис о том, что "хороший парень, но не орел" не может быть хорошим королем, не получал столь вопиющего подтверждения.
Ситуацию могла бы спасти жена, и у короля она даже была - такая, какой бы хватило "на крайний случай". Ибо, не будучи большого ума, проницательности или "чего-нибудь еще", Мария Антуанетта Австрийская имела одно качество, выгодно отличавшее ее от супруга - решительность. Эта женщина была готова на суровые меры и не остановилась бы перед тем, чтобы запачкать пару парадных туфелек в чужой крови, ибо всегда следовала принципу "сперва делай - потом думай!". Но! Мария Антуанетта обладала непростительным пороком для королевы французов - она не была француженкой. К ней легко липло всё "гуано", которое стеснялись лепить на короля, потому что "эта австрийская девка - всё равно немецкая шлюха". Французы вообще редкостные шовинисты, а королева, постоянно стремившаяся в центр внимания со своими нарядами, развлечениями и легкомыслием, раздражала их, став символом популярного мифа о "деспотах, пирующих в роскошных дворцах, когда народ голодает и холодает". К тому же пара печальных историй, навроде "дела с ожерельем", окончательно погубили ее репутацию, и если к королю простые люди испытывали еще долго что-то вроде жалости и ностальгии, то "эта сука" вызывала лишь самые негативные эмоции.
Нет комментариев