Жилые помещения для матросов располагались в понтонных отсеках, имели световые люки и отделывались 20-мм теплоизоляцией; погреба и хозяйственные помещения находились там же и обшивались вагонкой. Помещения для матросов отапливались камельками. Центральной водопроводной и фановой системы не было, вода для умывальников и гальюнов хранилась в переносных бидонах. Шлюпок на пароме тоже не было, вместо них имелись только надувные лодки. В кормовой части каждого понтона имелась лебёдка и 150-кг якорь.
Паром Зибеля получился более сложным и дорогим, чем планировалось, зато оказался поистине универсальным боевым средством. Он выпускался и использовался до самого конца войны. Простота и технологичность конструкции, собираемой из «кубиков», фактически представлявших собой сапёрные понтоны, позволила производить паромы на небольших предприятиях, в том числе на оккупированных территориях Западной Европы. Паром можно было перевозить в виде отдельных секций по железной дороге и даже автотранспортом, после чего быстро собирать в любом месте. Наконец, сама «ячеистая» конструкция судна обеспечивала ему высокую непотопляемость: так, в ходе боя у острова Сухо повреждённый и лишившийся хода паром Т-21 (видимо, это был S.F. 156 по «сквозной» нумерации) немцы сначала подорвали, потом долго расстреливали из 88-мм орудий, но всё равно добить его удалось только советским канонеркам со 130-мм артиллерией, стрелявшим почти в упор.
Главным недостатком паромов Зибеля стала их ведомственная принадлежность — они были созданы инженерами люфтваффе, производились для ВВС и подчинялись ведомству Геринга. Таким образом, их команды не имели морской и навигационной подготовки и с очень большим трудом могли осуществлять самостоятельные действия на воде — это ярко продемонстрировала кампания на Ладоге летом 1942 года. Более того, оснащение нескольких десятков паромов наиболее ценными и дорогими образцами зенитно-артиллерийского вооружения потребовало немалых средств и в итоге отвлекло эти орудия от сухопутного фронта, где они зачастую были нужнее.
В качестве ударных или эскортных судов артиллерийские паромы Зибеля использовались довольно редко в отличие от своих ближайших «флотских» конкурентов — лихтеров типа MNL, известных как «быстроходные десантные баржи» (БДБ). Тем не менее с 1943 года паромы-катамараны активно применялись для перевозки солдат и техники, но уже не для высадки десантов, а, прежде всего, при эвакуации немецких войск.
Источники и литература:
А. И. Килессо. Вспомогательный флот и портовые плавучие средства. М.: Военмориздат, 1944
Юрг Майстер. Восточный фронт – война на море 1941-1945 гг. М.: Эксмо, 2005
Ф. Гальдер. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба сухопутных войск 1939-1942 гг. Том 2. От запланированного вторжения в Англию до начала Восточной кампании (1.7.1940-21.6.1941). М.: Воениздат, 1969
Erich Gröner. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945. Band 7. Landungsverbände (II). Landungsfahrzeuge i.e.S. (Teil 2), Landungsfähren, Landungsunterstützungsfahrzeuge, Transporter; Schiffe und Boote des Heeres, Schiffe und Boote der Seeflieger/Luftwaffe, Kolonialfahrzeuge. Koblenz: Bernard & Graefe, 1990
Комментарии 1