Мы видим, что рисунок, проданный Вольпато в 1845 году, был известен за десятилетия до этого! Подпись под рисунком, насколько можно разобрать, говорит о том, что у Леонардо были длинные волосы, густые брови и длинная борода, что делало его похожим на античного Прометея. Указано, что это цитата из книги Ломаццо «Храм живописи», впервые изданной, как говорят нам энциклопедии, в 1590 году.
Таким образом, гравюра представляет из себя иллюстрацию к описанию внешности да Винчи, взятому из книги конца XVI столетия. Может ли данная гравюра быть копией оригинального рисунка самого Леонардо? Уже упоминавшийся нами искусствовед Ханс Ост, посвятивший свою монографию творчеству и личности Джузеппе Босси, считает такое предположение невероятным, поскольку нигде – ни в мемуарах Босси, ни в его дневниках, ни в воспоминаниях его современников – нет указаний на то, что Босси хотя бы видел (не говоря о том, что имел в своем распоряжении) неизвестный ранее рисунок авторства да Винчи. Гораздо естественней предположить, что рисунок является работой самого Босси, который, вдохновившись описанием из книги Ломаццо, нарисовал иллюстрацию в стиле Леонардо и поместил ее в свою книгу.
Ну вот, собственно, и все. Строго говоря, утверждение Ханса Оста, что Босси является автором изображения, которое мы видим на так называемом «автопортрете Леонардо да Винчи», является лишь гипотезой, однако, гипотезой в высшей степени правдоподобной и хорошо согласующейся с фактами. В исторических исследованиях в подавляющем большинстве случаев на большее рассчитывать не приходится. То есть, с точки зрения исторической достоверности авторство Босси следует считать наиболее вероятным.
А вот как раз с доказательствами подлинности «автопортрета да Винчи» дела обстоят совсем плохо. Все они разбиваются о факты, изложенные выше.
В заключение отмечу, что Ханс Ост далеко не одинок в своем мнении о том, что «автопортрет Леонардо да Винчи» - фальшивка. Так, искусствовед Франк Цёльнер тоже считает автопортрет подделкой или в лучшем случае копией. Эта точка зрения высказана им в монографии Frank Zöllner, Leonardo da Vinci, Taschen (2000).
Нет комментариев