Потому что пятому ребенку Сийесу не светило получить по наследству должность отца, и надо было думать, как его устраивать в жизни. Вариантов, собственно, было немного - сам мальчик хотел пойти в солдаты, но слабое здоровье и истерики мамы Аннабель этот вариант забраковали. Оставалось либо учиться на юриста, либо на священника, причем, понятное дело, определяющим фактором было наличие "блата". В этом смысле судьба толкнула молодого Эмманюэля Жозефа к алтарю - в обмен на "некие услуги" генеральный викарий (заместитель епископа "по всем вопросам") Фрежюса пообещал помочь и пристроил юношу в парижскую семинарию при церкви Сен-Сюльпис.
Науки отрок изучал целых 10 лет и показал себя одновременно прилежным и очень способным учеником, и злобным вольнодумцем, разделяющим идеи "новых философов". Впрочем, "протогуманитариям" Руссо или Вольтеру Сийес предпочитал труды "протоестественников" - "Энциклопедию", Локка, Кондильяка, Виктора Рикетти Мирабо (отца будущего вождя революции, писателя-физиократа), Тюрго и пр. В 1770 году Эмманюэль Жозеф получил степень бакалавра теологии, в 1774 году - лиценциата, а в 1772 году рукоположен в сан.
Согласно традициям того времени, всех молодых людей, ожидающих рукоположения, а также прошедших оное и ждущих свое первое назначение, называли аббатами. Стал аббатом и Сийес. А в 1775 году он получает первое назначение - секретарем епископа Трегье Жана-Баптиста-Жозефа де Люберсака. В этой епархии Эмманюэль-Жозеф проделывает весь карьерный путь священника-чиновника вплоть до канцлера (юридического представителя епархии) и викария - заместителя епископа, исполняющего его обязанности "на земле". И помимо чисто религиозных и юридичеких вопросов приобретает и немалый административный опыт, ибо замещает епископа и в делах хозяйственных, и в работе штатов (местного представительного органа) провинции Бретань. В 1780 году Сийес переходит вслед за своим патроном де Люберсаком на аналогичную работу в епархии Шартра.
15 лет карьеры чиновника от церкви сформировали характер Сийеса - он поднаторел в интригах, в основном закулисных, научился обходиться вторыми ролями, дающими, тем не менее, доступ к реальным рычагам власти, а также усиленно скрывать свою роль, дабы не возбуждать нездоровых конкурентов. Правда, молодость - в 1789 году Эмманюэлю-Жозефу всего-то стукнул 41 год - спровоцировала большую вспышку тщеславия, и аббат излил-таки свой застарелый с детства идефикс - написал простым доступным народу языком брошюру "Что такое третье сословие?". В котором сформулировал "революционную программу" в стиле понятного даже кретину катехизиса: "Что такое третье сословие? Всё. Чем оно было до сих пор в политической жизни? Ничем. Чем оно хочет стать? Чем-нибудь". Основной вывод - дворяне есть паразиты-захребетники, и надо их поганой метлой заставлять плОтить налоги. Злобные эмигранты потом даже называли эту брошюру "главной причиной революции" - путая, естественно, кислую причину с пресным следствием...
Сочинение мгновенно обрело такую популярность, что в том году могло бы соперничать с цитатником Мао "лучших времен". Сийес тут же был избран в разрешенные королем (для преодоления финансового кризиса и вызванной оным "полной жопы") Генеральные Штаты - собрание представителей трех сословий Франции, уполномоченных предлагать изменения в законы, причем от самого городу Парижу. Кстати, еще до выборов революционеры одержали свою первую победу - добились, чтобы представительство от третьего сословие было не равным представительствам от первых двух (по 100 человек от каждого из трех - "ведь справедливо же!"), а стало двойным. И вот от третьего-то сословия и выбрали аббата Сийеса (не от второго! это важно).
В Генеральных Штатах, а потом и сменивших его Национальном, а позже Учредительном собраниях, депутат Сийес занял привычную нишу молчаливого манипулятора. Выступал он редко и невзрачно - ораторский талант не входил в его перечень достоинств. Зато когда надо было составить важный и программный докУмент, типа "Декларации прав человека и гражданина", он был в первых рядах. Правда, колоссальную популярность и авторитет после брошюры он растерял, отчаянно борясь против отмены десятины и конфискации имущества церкви - 15 лет служения конгрегации сделали-таки его убежденным клерикалом (но не верующим - по убеждениям он был скорее атеистом-скептиком, либо агностиком). Но в комиссию по разработке конституции его всё же включили, и там Сийес смог торпедировать проект Оноре Габриэля Мирабо о наделении короля правом абсолютного вето (то есть запрета любого решения собрания представителей).
Нет комментариев