В переулке Muku iela, с правой стороны собора (если стоять к нему лицом), стоит популярный отель «Гутенбергс» - он расположен в двух смежных средневековых домах, и внутри сохранены тяжелые дубовые балки и старинная планировка. В одном из зданий была открыта первая в Риге типография – отсюда и название отеля.
От Домского собора к Замковой площади (Pils laukums) и Рижскому замку ведет улочка Пилс (Pils iela): если встать спиной к входу в собор, то это улица будет по левую руку.
Тихо дремлет Рижский замок.
На соборах бьют часы.
В нише статуя босая держит мокрые весы.
Тень дрожит на циферблатах.
Здесь под цоканье подков
Карамзин гулял когда-то,
переулком брел Крылов...
С. Журавлев, «Прогулки по Риге»
Рижский замок (Rigas Pils, Pils laukums, 3), раскинувшийся на берегу Даугавы, удивляет многим: и стоит-то он не на холме, как каждой уважающей себя крепости положено, и ров с мостом убрали, и пушек на стенах не видать, и впечатления грозной и неприступной цитадели он не производит. Да еще и цвета «игрушечного» - желто-белого! А ведь еще триста лет назад пройти в крепость можно было только через огромный подвесной мост, перекинутый через глубокий и широкий ров, который огибал замок и снова впадал в реку, образуя небольшой остров. У тех, кто уже видел европейские замки, часто возникает ощущение какой-то его «ненастоящности».
Нынешний замок является третьим по счету. Первый – деревянный замок Альберта - вырос летом 1201 г. поодаль от реки, на его месте сегодня расположены дворики Конвента и Яна Сета.
Некоторые краеведы, впрочем, считают, что первый замок был расположен на месте нынешнего отеля Grand Palace, и только после его гибели от пожара была заложена каменная цитадель - на месте нынешнего дворика Конвента Сета. Так или иначе, но через 3 года деревянный замок сменил каменный, из саласпиллского известняка, простоявший 126 лет.
В 1282 г. Рига вошла в могущественный Ганзейский союз – торговое объединение городов Северного и Балтийского морей. Города Ганзы набрали такую мощь, что осмеливались вмешиваться в дела целых государств, и даже успешно воевали с такими державами, как Дания (а тогда в Данию входили и Швеция, и Норвегия, и Финляндия). В Риге стали активно развиваться торговля и ремесла, купцы привозили не только новые товары и диковинки, но и новые законы и порядки, а вкусившие свободы горожане уже не могли молча сносить тиранию Ордена меченосцев, захвативших власть. Как пишет один из рижских хронистов, «рыцари были дьявольски жадны, злы, корыстолюбивы…Когда магистр Ордена въезжал на коне через городские ворота, все…должны были встречать его босиком и с обнаженными головами» (вот тебе и благородные рыцари!). Неудивительно, что в 1297 г. горожане взбунтовались и разрушили второй замок до основания.
Третий замок заложили все те же рыцари-меченосцы в 1330 г. – через 33 года после бунта горожан. Место на берегу реки было выбрано не случайно: подальше от горожан, поближе к реке (и контролировать движение торговых кораблей можно, и, если что, сбежать побыстрее). В день летнего солнцестояния 1330 года сам магистр ордена заложил первый камень в фундамент будущего замка, а строить его пришлось горожанам, повинным в разрушении старой крепости. Через два десятилетия строительство закончилось, и замок принял своих обитателей – рыцарей Ливонского ордена. Это была самая настоящая средневековая крепость: с мощными стенами и бойницами, и двумя круглыми сторожевыми башнями – Святодуховской и Свинцовой.
Стоя сегодня на Замковой площади перед высокой боевой башней, легко представить себе и ров, и мост, и даже, кажется, где-то бряцают оружием защитники замка... К сожалению, никаких следов ни от рва, ни от моста не осталось, а любимый кадр туристов – балкончик, с которого, как утверждают, выступает Президент, да парочка невозмутимых гвардейцев, охраняющих вход. И даже ажиотажа, как, скажем, в Лондоне или Праге, при смене караула, не наблюдается.
Сам замок, сложенный из белого известняка, уже издалека слепил своей яркостью и чистотой, а во дворе замка, еще более ослепительные и достойные, расхаживали орденские братья в своих белых плащах, и казались они посланцами самого господа, снизошедшими с небес с наказом всевышнего - решать дела земные”.
Л. Пурс «Крест над городищем»
В 1481 году вооруженная борьба вспыхнула с новой силой: пушки ордена активно обстреливали город, пушки рижан – Свинцовую башню, а на Замковой площади, где мы сейчас находимся, стояло беспорядочным и шумным лагерем городское ополчение. После трехлетней осады защитники замка сдались, и орденскую цитадель постигла печальная участь ее предшественников: на третий день после капитуляции глашатай призвал всех - старых и молодых, немцев и латышей - помочь разрушить ненавистную крепость. Через два месяца горожане буквально стерли ее с лица земли. Кирпич и обломки балок использовали для постройки домов, а более крупные камни в дальнейшем нашли применение в качестве корабельного балласта. Кто знает – может, замковые камни до сих пор смотрят на нас со стен зданий, стоящих близ замка? От замка XV века до наших дней сохранилась только Башня Святого Духа, которая долгие века служила маяком для кораблей, плывущих по Даугаве через туман, а сейчас приветствует гостей высоченным шпилем. Башня расположена в центре замка, на территории президентской резиденции, и туристов туда не пускают.
Через 9 лет Ливонский орден снова напал на город и разгромил городское войско. Магистр Вальтер фон Плеттенберг был суров и непреклонен: он потребовал, чтобы замок построили за 6 лет, и чтобы он был еще более мощным, чем предыдущий. К 1515 г. на берегу реки вновь вырос замок: четырехугольный, с башней в каждом углу и мощеным двором в центре. От этого замка до наших дней сохранились подвалы и фрагменты стен, имеющие трехметровую толщину, где во время войн прятались не только люди, но и скот. Там же, в глубине подвалов, хранился запас пороха, продуктов, воды и орденская казна, которую, говорят, не перестают искать по сей день. На втором этаже располагалась резиденция магистра: помещения достигают здесь семиметровой высоты и наиболее роскошно отделаны. Третий этаж был приспособлен исключительно для обороны: в его стенах имеются амбразуры, через них защитники замка могли стрелять или лить на осаждающих смолу и кипяток. К сожалению, нам придется удовлетвориться только внешним осмотром замка, обойдя его по периметру – соображения президентской безопасности все-таки...
В 1558 г. Иван Грозный разгромил Ливонский орден, и обитателями замка стали одни лишь крысы, шныряющие по пустым коридорам. В начале XVII века рижане даже подумывали о сносе обветшалого строения, но в 1606 году польский король (Рига тогда принадлежала полякам) все же решает замок оставить и отремонтировать — «как только найдутся средства». Ничего существенного сделано не было, но замок в целом сохранился.
Нет комментариев