Железная дорога — это аттракцион, эксперимент, царская вольность. Что угодно, только не моментально утверждённый проект, с которым сразу же согласились все чиновники. Как же наше государство принимало саму идею о возможности путешествовать при помощи рельс, шпал и многотонной махины?
Отсутствие железных дорог часто называют едва ли не главной причиной поражения России в Крымской войне. Например, вот цитата из энциклопедии «История России с древнейших времён до 1917 года»: «В ходе войны выявилась экономическая и техническая отсталость России, русская армия и флот не имели обученных резервов, испытывали острый недостаток вооружения, боеприпасов (снабжение и пополнение действующей армии в Крыму из-за отсутствия в стране железных дорог были крайне затруднены)».
С этим невозможно спорить, но, если детально разобрать аргумент, можно заметить, что примерно так же царю помешало отсутствие авиации и авиасообщения. И, несмотря на кажущуюся гротескность тезиса, он абсолютно справедлив.
Мы, люди совершенно другой эпохи, вкладываем свои знания и свой кругозор в головы и умы тех, кто жил в совершенно другую эпоху и имел другой уровень знаний. То, что сейчас кажется естественным и не требующим доказательств, тогда могло быть (и было) вопросом для дискуссий — причём часто высказывались совершенно полярные точки зрения.
Приведём пример. Те, кто читали «Занимательную физику» Перельмана, наверняка помнят задачку про длину Октябрьской железной дороги, которая оказывается летом длиннее на 333 метра, чем зимой из-за расширения и, соответственно, сжатия металлов при разных температурах. Но речь не об этом.
Вообще, начало теории расширения металлов положил Уильям Томсон, лорд Кельвин, в 1848 году. До него в данной научной проблеме царили разброд и шатание, и всё определялось опытами. То есть до 1848 года специалисты, используя как пример противоположные результаты опытов, могли выдавать полярные заключения. Соответственно, на практике для подтверждения той или иной теории оставался только метод проб и ошибок. В железнодорожном строительстве (не только в России, но и в Европе, и Америке) действовало то же самое правило: только практика является критерием истины.
Говоря о проблемах железнодорожного строительства перед Крымской войной в России, надо выделить два аспекта. Об одном из них упомянем кратко, а вот второму и посвятим данную статью.
Комментарии 2