По мере того, как ледяные оковы холодной войны все сильнее сковывали планету, подобные товарищеские встречи сошли на нет. Для команд из ГДР это было неплохо – по крайней мере, они перестали проигрывать – но в середине 70-х футбол с участием двух Германий вновь вернулся на стадионы – сначала в рамках европейских клубных соревнований, а потом и на мировой арене. Во втором раунде Кубка Европейских чемпионов в сезоне-1973/74 встретились мюнхенская «Бавария», выбившая из турнира скромный «Отвидаберг» из Швеции, и «Динамо Дрезден», сенсационно обыгравшее чемпионов Италии «Ювентус». То двухматчевое противостояние заслуживает отдельной статьи, но, если вкратце – «Бавария» прошла дальше, выиграв с общим счетом 7:6 (4:3; 3:3), и завоевала в итоге главный европейский трофей. Однако главное противостояние ГДР и ФРГ было еще впереди: по итогам жеребьевки финальной стадии чемпионата мира 1974 года, проходившего в западной Германии, в группе 1 оказались обе немецкие сборные.
Жеребьевка состоялась во Франкфурте 5 января 1974 года. В ФРГ должны были поехать 16 сборных, которых ФИФА делила на четыре группы, в каждую из них в качестве предыдущих чемпионов мира изначально была помещена одна команда: ФРГ, Бразилия, Уругвай и Италия. Остальные сборные с помощью лототрона распределял по группам случайно выбранный мальчик, один из солистов берлинского хора Schöneberger Sängerknaben. Назовите это иронией судьбы, божественным вмешательством или просто случаем, но юноша из разделенного города вызвал дружный вздох, а потом и аплодисменты всех собравшихся, когда вытащил жетон, означавший 90-минутное воссоединение двух Германий на футбольном поле, которое делили разве что белые линии, а не стены и политические режимы.
Сборная ФРГ, как хозяйка чемпионата мира, была избавлена от квалификационных перипетий, но команда ГДР должна была пройти отбор, который, впрочем, оказался не слишком сложным: соперниками восточных немцев оказались сборные Румынии, Финляндии и Албании. Обе команды из социалистического лагеря выиграли свои домашние игры, но затем румыны сыграли вничью с финнами, а сборная ГДР выиграла все свои оставшиеся матчи в группе, впервые в своей истории попав на ЧМ. Из остальных событий той квалификации стоит отметить отказ сборной СССР играть с Чили из-за режима свергнувшего действующую власть Аугусто Пиночета, после чего южноамериканцы напрямую вышли в финальную часть чемпионата мира. Кроме того, нельзя не обратить внимания на таблицу лучших бомбардиров отбора, возглавил которую нападающий не попавшей на турнир сборной Тринидад-и-Тобаго, Стив Дэвид с 12 мячами, на втором месте оказался форвард команды Гаити Эмманюэль Санон с 11 голами, а почетное третье место с жалкими 7 мячами разделили между собой такие малоизвестные футболисты, как Христо Бонев, Йоахим Штрайх, Луиджи Рива и Йохан Круифф.
Наряду со сборными двух Германий в группе 1 оказались Чили и Австралия, и по всем законам драмы, игра между ГДР и ФРГ стала последней из шести. К тому времени в обеих сборных играли обладатели европейских трофеев, что делало предстояший матч еще более захватывающим. «Магдебург» под управлением легендарного Хайнца Крюгеля завоевал Кубок Кубков – единственный международный титул в истории клубов ГДР, а «Бавария», ведомая одним из лучших тренеров мира Удо Латтеком, обыграла «Атлетико» в финале Кубка чемпионов, прервав гегемонию «Аякса» на европейской арене.
Групповой этап чемпионата мира начался для обеих немецких сборных в позитивном ключе. В сложной дебютной игре команда ФРГ Хельмута Шёна одержала победу над Чили благодаря единственному голу великолепного полузащитника Пауля Брайтнера. Сборная ГДР, ведомая Георгом Бушнером, довольно легко обыграла австралийцев после автогола Колина Каррана и мяча Йоахима Штрайха. Следующий раунд принес ФРГ крупную победу, когда Вольфганг Оверат, Бернхард Кулльман и Герд Мюллер забили три безответных мяча в ворота сборной Австралии. Для ГДР, напротив, второй матч на турнире получился совсем непростым. Сборная Чили цепко оборонялась и быстрыми атаками проверяла на прочность немецкую оборону, но пропустила на 55 минуте благодаря голу нападающего «Магдебурга» Мартина Хоффмана. Всего через 14 минут нападающий Серхио Аумада вернул надежду в сердца чилийских болельщиков, но надежда эта жила не более двадцати минут. Матч закончился со счетом 1:1.
В те невинные времена последние матчи групповых этапов еще не игрались в одно и то же время – подобная практика появилась после малоприятного инцидента в матче сборных ФРГ и Австрии на ЧМ-82, вошедшим в историю под названием «Хихонский позор», когда обе сборные решали собственные турнирные задачи, не пытаясь атаковать ворота друг друга и бесцельно пиная мяч в районе центра поля. Но за 8 лет до этого Чили сыграли с Австралией за три с половиной часа до матча немецких сборных, и поскольку матч завершился безголевой ничьей, было ясно, что из группы выйдут команды ФРГ и ГДР. С точки зрения футбола, вопрос был только в том, кто возглавит группу 1, а с точки зрения политики – чей режим покажет решительное превосходство, пусть и через спортивную победу.
Игра, которая широко обсуждалась с того самого момента, как жребий свел две немецкие сборные в одной группе, состоялась 22 июня 1974 года на Фолькспаркштадион в Гамбурге. Пять месяцев ожидания, тревоги, опасений и надежд должны были завершиться с финальным свистком арбитра после 90 минут футбола. Помимо политических амбиций, по обе стороны границы, разделявшей когда-то единую страну, люди ждали столь редкой точки соприкосновения, которая на непродолжительное время становилась связующим звеном между двумя разобщенными странами. Многие жители ГДР, трезво оценивавшие шансы своей сборной, желали победы ФРГ, поскольку обе команды воспринимались ими как представители Германии. Национальное соперничество отходило на второй план, когда у немецкой сборной – неважно с какой стороны железного занавеса она находилась – появлялся шанс стать чемпионом мира.
По мнению большинства футбольных экспертов, западногерманская команда считалась явным фаворитом в этой встрече. Сборная ФРГ являлась действующим чемпионом Европы, ядро которой составляли игроки «Баварии», лучшей команды континента. При этом, те же эксперты отмечали, что противостояние не будет легкой прогулкой для Западной Германии: сборная ГДР выиграла бронзу на Олимпийских играх 1972 года и также могла похвастаться обладателями европейского трофея в своем составе.
В рядах команды ФРГ, помимо естественного волнения перед воссоединением нации, царила уверенность в победе. Гамбургский стадион ожидал аншлаг: более 60 тысяч зрителей должны были наблюдать за игрой, причем группа поддержки ГДР состояла из 1500 человек. Излишне говорить, что это были многократно проверенные, идеологически зрелые и исключительно крепкие духом товарищи. Стоит также отметить, что у Западной Германии был еще один стимул к победе в этом матче, не решавшем турнирных задач, но возведенным политиками в ранг принципиальнейшего в мире. Тренер сборной ФРГ Хельмут Шён, возглавлявший команду уже на третьем чемпионате мира, родился в Дрездене в 1915 году. Его семье удалось сбежать из Восточной Германии, когда это было еще возможно, поэтому футболисты чувствовали, что они будут играть за Шёна, в прямом и переносном смысле. Эту тему постоянно педалировал капитан Франц Беккенбауэр, чья улыбка стала одним из символов матча, настраивая футболистов на игру.
Когда игроки, уже вышедшие на поле, снимали с себя ветровки, зрители скандировали «Deutschland! Deutschland!». Были это крики в поддержку одной из команд или простая констатация, что на поле играют футболисты когда-то одного государства, сейчас сказать сложно. Беговая дорожка вокруг поля, полицейский кордон и прочное заграждение создавали буфер между игроками и людьми на трибунах, но не могли сдержать человеческих эмоций, которые переполняли чашу огромного стадиона.
Комментарии 1