.❗Сегодня, 4 мая - Великая Суббота. Это последний день перед Пасхой.
.❗Для верующих Великая Суббота – и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.
В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
.❗В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения.
По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.
.❗Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно.
Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.
Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали.
.❗Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.
По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.
.❗Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть.
После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма.
.❗Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший.
Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.
.❗Великая Суббота – это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.
В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня.
.❗Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.
Это чудо мы особенно ждем в этом году…
.❗По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи.
Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
.❗В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы.
В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
.❗О Литургии Великой Субботы говорит митрополит Антоний Сурожский:
Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.
.❗А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..
Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…
.❗И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра.
.❗Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.
И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения.
.❗Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…
И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…
.❗Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом.
Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!
.❗Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение…
Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом!
.❗Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.
.❗Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства.
Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа».
Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых.
.❗Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес.
Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте.
Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были.
.❗Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас».
.❗Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас».
И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…
«Пасха» означает «переход», стремительное избавление.
.❗Столь же стремительно свершается и освобождение человечества (уже всего человечества, а не только еврейского народа) от рабства (и уже не египетскому фараону, но самой смерти и греху).
.❗Смысл Пасхи не передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст:
«Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство.
Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба.
Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает.
Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!».
Воскресение Христово связано со спасением людей.
Спасение человека — с его Покаянием и обновлением.
Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога.
Так решается судьба человека.
❗Радость моя, просим поддержки в наполнении интернета: православной информацией, духовно и душевно полезными материалами! Ведь если Вы: напишите комментарий, сделаете репост, поставите лайк данную информацию увидит большее количество людей. Возможно для кого то это будет начало дороги к Богу❗
Низкий поклон за отклик, Радость моя❗
#великаясуббота
#страстнаяседмица
#притчаодесятидевах
#православнаямудрость
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1