(Пандо́ра (др.-греч. — «всем одарённая» или всёдающая), в древнегреческой мифологии — первая женщина. Создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня.
Соблазнила Эпиметея, младшего брата Прометея, и стала его женой. От мужа она узнала, что в доме есть ларец, полученный им от Зевса.
Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд, (ящик Пандоры), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а под захлопнутой крышкой осталась на дне одна надежда.)
...Сегодня мне попалась русская народная сказка "Кот, золотой хвост". Сказка о том, как Медведь хотел жениться, и почему-то на самках человека (имеется в виду, девушках).
Медведь в данном случае - архетип бога Отца и бога Смерти в одном лице, проводящий инициацию юным девам.
В одноименной сказке ту же функцию исполняет Морозко.
В более древнем варианте это был Медведь ( и здесь эхо шаманских традиций Древней Руси).
Итак, Кот, обладающий золотым хвостом, занимался тем, что приманивал Медведю невест. Наверное, это не так уж сложно себе представить - поскольку культ поклонения кошкам и котам очень развит и в наши дни.
Видела девушка такого распрекрасного золотого кота, бежала за ним, а он приводил ее к Медведю.
Не правда ли, похоже на миф о Коре, привлеченной красивым цветком, которая угодила в царство Аида, где ей была уготована символическая смерть и инициация?
Архетипическое сходство Аида и Медведя проявляется и в других деталях сказки.
А именно, оба они выступают в роли "Синей Бороды". Кларисса Пинкола-Эстес называет Синюю Бороду "хищником Души" и рекомендует не поддаваться на его манипуляции.
[Сказка о Синей Бороде повествует о захватчике, о той темной личности, которая обитает в душе каждой женщины, о внутреннем хищнике. Он – та конкретная и несомненная сила, о которой необходимо помнить и которую необходимо обуздывать].
Синяя Борода - это муж-убийца, который запрещает заглядывать в собственную Тень. По принципу "Не буди лихо, пока оно тихо".
Но во всех сказках и мифах Анима непременно разбудит это самое лихо, не учась на собственных ошибках. Она попадает в лапы Медведя, погнавшись за Котом с Золотым Хвостом, она срывает необычный цветок, не подумав, откуда он взялся и какие могут быть последствия.
И когда Синяя Борода говорит ей :"Не открывай эту дверь", - она непременно откроет.
И также случается в сказке "Кот с Золотым Хвостом": девушка открывает потайную дверь, где Медведь хранит живую и мертвую воду.
Медведь, конечно же, узнает об этом, и убивает её. А Кот бежит на поиски новой невесты....
Думаете, речь идет об архетипе юной, неосмотрительной Коры?
Безусловно, но не только.
Эти сказки показывают близость архетипов Коры и Пандоры.
И христианской Евы.
В традиционных мифах женское любопытство показано как недостаток.
Но если посмотреть на этот повторяющийся сюжетный ход с точки зрения психологии, то становится понятно, что Пандора выполняет чрезвычайно важную миссию.
Пандора - та, кто заглядывает в Тень.
Пандора нарушает границы, как и жена Синей Бороды. Но движет ей отнюдь не любопытство, а инстинкт.
Как известно, все тайное становится явным.
Она смотрит туда, на что её муж предпочитает закрыть глаза.
Ведь чем больше он закрывает глаза, тем сильнее Тень растет, а убитых жен становится все больше.
Пандора - это архетип искательницы правды, какой бы страшной эта правда не была. Она обнажает Тень своего возлюбленного....возможно, из любви? Возможно, она готова узнать его настоящего? Возможно, она готова принять его таким как есть? С открывшейся правдой?
Но её муж, Эпиметей, не готов увидеть Тень - не столько Тень всего человечества, сколько собственную Тень.
Синяя Борода убивал жен не столько из ненависти к самим женам, сколько из ненависти к самому себе. Его жены показывали ему нелицеприятную правду о себе.
Однако это иллюзия - думать, что со смертью жены Тень перестанет проявляться в пространстве Души. Поэтому сюжет с женоубийством повторяется снова и снова.
Пандора - вовсе не зло. Ресурс Пандоры - это целительство мужской Души безусловным принятием и любовью.
Эпиметей, Синяя Борода и прочие мужские архетипы - это сопротивляющаяся часть Психики, желающая пребывать в неведении о самой себе.
Пандору можно назвать трагичным архетипом, потому что её усилия не увенчались успехом.
Её можно назвать трикстерским архетипом, потому что она нарушает границы и показывает миру Тень.
Дело в том, что вовсе не она порождает эту Тень.
Пандора, как и все подобные архетипы, оказывается "виноватой без вины".
Тень проявилась бы в любом случае. Это знает каждый психолог.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев