ПРОДОЛЖЕНИЕ 5.
Раз или два в месяц в деревню приезжает автолавка и к ней сразу выстраивается очередь из баб и старушек. Покупают хлеб, конфеты, кусковой прессованный сахар, чай. И какие - то мелкие вещи – косынки, платочки, табак и дешевые папиросы мужикам. Берут понемногу – денег совсем ничего. Работают за палочки - трудодни. Осенью расчет копеечный. Часть натурой – зерном, сеном, соломой. Пенсионеры с пенсией 12 рублей считаются состоятельными. Могут купить дров на зиму. Без дров – труба, тогда надо проситься зимовать к родственниками. Зимой питаются в основном картошкой, солеными огурцами, капустой, молоком. Мелют на ручных мельницах зерно, полученное на трудодни, и пекут хлеб. Мяса почти нет – забитых по первому морозу свиней продают на рынке в городе – купить дров, немного приодеться, заплатить за электричество и налоги. Хорошо – отменили налог на яблони. У дедушки в огороде штук восемь яблонь, молодые лет по пять - зимой есть моченые яблоки. Покупают с десяток свечей . Зимой жгут даже лучины для экономии. А еще надо купить керосину на всю зиму для керосиновых ламп и керосинок и крупы. Докупить сена для скотины. Если корова - кормилица падет – новой не купить. Заплатить пастуху. Если у коровы появится теленок – заплатить хозяину быка. Зимой деревни отрезаны от города – дороги не чистят. Да и город бедный – в магазинах пусто. Это 60-е годы. Победили в войне – завоевали пол Европы. Период развитого социализма.
Иногда приезжает на телеге старьевщик – покупает на вес тряпки и кости. Расплачивается медяками и леденцами – петушками на палочке. Но большого бизнеса нет – вещи изнашиваются в пыль, а кости развариваются для свиней.
И еще есть старый клуб – большая изба. Днем проехала почтальонша на велосипеде и повесила объявление. « В 21-00 Индийское кино. Только для взрослых. Золотые серьги. Цена билета 20 коп».
-Дядя Саша, куда сегодня?- - В поле, сено возить.- За полком на веревке волочется длинный березовый ствол. Диаметром сантиметров десять, с зарубками на концах, на метр – полтора длиннее полка - гнет называется. Через весовую едем в поле, километра за 2-3. Там, у копешек, нас уже ждут бабы. Мне вручаются вилы. – Будешь «утаптывать»- Я стою на полке. А бабы подают на вилах охапки сена. Я начал их укладывать спереди рядами. – Неправильно, надо сначала слой по периметру, затем заполнить центр. И ходить, ходить, утаптывая сено ногами.- Дело пошло. Воз на полке растет и растет. Дядя Саша правит с земли лошадью и мы переезжаем от одной копны к другой. Воз уже такой большой, что бабы не могут закинуть охапки сена на вилах. И Дочка еле еле тащит телегу по полю. Все. Дядя Саша заталкивает гнет на воз. С моей помощью перебрасывает через гнет веревки спереди и сзади. Прижимает сено гнетом к телеге. Граблями обчесывает бока воза. Забрасывает мне возжи и мы потихоньку выезжаем с поля на пыльную дорогу. По дороге Дочке полегче, но все равно видно с каким усилием она тащит воз. Я сижу высоко- высоко в сене на гнете и плыву как по морю. И запах сухой травы … Голова кружится. Весовая. Весовщик записывает в тетрадку вес сена около 2х тонн и мы едем к сараю – сеновалу. У сарая открыты сквозные ворота и мы, сбросив гнет, въезжаем. Несколько мужиков и баб, упершись вилами в один бок, опрокидывают телегу вместе с сеном. – Нооо- Дочка выдергивает опрокинутую телегу из-под сена.
БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев