Слышал истории про нижнетуринский острог, но не знал, где он находился. И вот нашел информацию.
Оказывается, цеха бывшего Николаевского оружейного завода в 1889—1893 годах были приспособлены под Нижнетуринское Николаевское исправительное арестантское отделение, более известное под названием «Николаевские роты» или «Уральский Шлиссельбург».
Здесь отбывали наказание Я. М. Свердлов, И. М. Малышев, Ф. А. Сергеев (Артём) и др. В советские годы в промколонии № 9 НКВД — преемнице исправительного отделения отбывал наказание Петр Якир, сын командарма Ионы Якира.
Нижнетуринское Николаевское исправительное арестантское отделение
известно было своим суровым режимом для политических заключенных.Тюрьму охраняла специальная служба при Главном тюремном управлении Минюста России - т.н. служба тюремных стражников.
По среднему заработку арестанта Нижнетуринское Николаевское исправительное арестантское отделение в 1906 году вышло на второе место среди тюрем империи. В Ярославском отделении (оно опережало «Николаевку») арестант зарабатывал 56,1 коп. в день, в Нижней Туре – 54,6, а в среднем по империи этот уровень достигал 33,7 коп. А в соответствии с законодательством, из вырученных денег заключенному в исправительном отделении выплачивали 30 процентов.
Арестантские роты - с начала XVIII в. это специальные формирования из осужденных на работы в крепостях, с 1825 г. - вид наказания за мелкие уголовные и политические преступления; заменяли сибирскую ссылку. В ротах армейский режим сочетался с принудительным трудом.
В конце 30-х гг. ХIХ века в России имелось 55 арестантских рот в 33 городах. Арестантская рота состояла из постоянного состава - 28 офицеров, унтер-офицеров и солдат и переменного состава - 100-250 арестантов. Командовал ротой «плац-майор» с правами батальонного командира. Он подчинялся коменданту крепости или командиру военного порта, на территории которых или поблизости от которых находилась его рота. После отбытия наказания в арестантской роте бывшие арестанты из числа военнослужащих - нижних чинов - вновь направлялись на военную службу.
По издании закона 31 марта 1870 г. арестантские роты гражданского ведомства переименованы в "Исправительные арестантские отделения гражданского ведомства" - военный режим в них упразднен, и наружные работы, прежде практиковавшиеся, заменены работами внутренними, в самом здании тюрьмы. Арестантские роты просуществовали до 1917 г.
В.Н.Фигнер пишет: "Систематические истязания заключенных вскрыты на суде происходившем в марте 1911 года в Екатеринбурге. Выездной сессией Казанской судебной палаты рассматривалось дело об истязаниях заключенных в Николаевских исправительных арестантских отделениях (в Верхотурском уезде, Пермской губ.). Свидетелями были пострадавшие, преимущественно интеллигенты. «Русское Слово», печатавшее отчет о процессе под сенсационным заглавием:
«Уральский застенок», описывает бледные, сгорбленные фигуры их, с отупевшим взором... некоторые были глухи вследствие разрыва барабанной перепонки от ударов по голове... у других от побоев образовались на спине хрящи... Подсудимые, высшие и низшие чины тюремной администрации, взваливали вину один на другого; каждый низший чин ссылался на приказания высшего, и так вплоть до начальника тюрьмы Югуртина и тюремного инспектора, между которыми происходил даже официальный обмен мнений по части разных кар и мучительств и возможности уголовной ответственности за них."
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1