Может ли оно противоречить Библии?Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас,как и сама Библия?Почему?Дмитрий.
Ответ:Вопарос о каноническом авторитете Предания возник не в 16 веке,когда протестанты отвергли его,а еще в эпоху древних отцов.Реформаторы лишь ясно сформулировали свою позицию:только Писание.Авторитет ими признается лишь за Библией.Однако парадоксальность их утверждений заключается в том,что в самом Писании нет такой мысли.Получается,что уже в своем главном,исходном положении не соблюдают вводимое им правило,ибо нигде само Священное Писание не говорит,что Библия является единственным источником истины.И вопрос,который мы часто слышим:-"Покажите,где об этом говорится в Библии ?",-хочется обратиться к ним.В Священном Писании говориться,что оно богодухновенно,но ни в одном месте не говорится,что,кроме Писания,не может быть другого руководства в делах веры.Господь наш Иисус Христос учил апостолов и народ не письменно,а словами и делами:Многое и другое сотворил Иисус;но если бы писать о том подробно,то,думаю,и самому миру не вместить бы написанных книг.Божественный Учитель в течение Своей земной жизни говорил и действовал,уча примером:Первую книгу написал я...о всем,что Иисус делал и чему учил от начала..Иисус Христос также научал истолкованию Писания:Вы слышали,что сказано древним...А Я говорю вам....И после Своего воскресения Иисус Христос продолжал учить Своих последователей понимать смысл священных книг:И,начав от Моисея,из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во все Писании.Господь давал живой пример того,что ученики должны будут делать после Его вознесения:Я дал вам пример,чтобы и вы делали также,что Я делал вам.Из вступления святого евангелиста Луки к написанному им Евангелию видим,что Предание предшествовало новозаветному Писанию,ибо было записано несколько десятилетий спустя после вознесения Господа:Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,то рассудилось и мне,по тщательном исследовании всего сначала,по порядку описать тебе,достопочтенный Феофил,чтобы ты узнал твердое основание того учения,в котором был наставлен..И в апостольских Посланиях имеются ясные указания об авторитете Предания:Итак,братия,стойте и держите предания,которым вы научены или словом,или посланием нашим.Обратим внимание:научены посланием(Писание)и научены словом(Предание),а слово передается устами и воспринимается слухом.В другом Послании святой апостол пишет:Хвалю вас,братия,что вы мое помните и держите предания так,как я передал вам.Из приведенного места видно,что святой апостол Павел многое преподовал не в письменной форме.Рассматривая Предание как установленный Божественным Промыслом способ хранения Откровения,мы не можем допустить мысли о том,что в Священное Предание могли вкрасться ошибки.Такое понимание полностью согласуется с учением о Церкви.Сам Господь Иисус Христос является главою Церкви,которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.Принципиальным является вопрос о границах Предания,ибо не все во внутренней жизни Церкви мы должны рассматривать как Предание."Что такое Предание?То,что тебе вверено,а не то,что тобой изобретено;то,что ты принял,а не то,что ты выдумал,дело не ума,но учения,не частного обладания,но всенародной передачи;до тебя дошедшее,а не тобою открытое,в отношении к которому ты должен быть не изобретателем,не вождем,но ведомым.Предание,говорит,сохрани.То есть талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным"Предание скристаллизовалось в древних литургиях,восходящих к апостолам,Символах веры,древнейших Поместных Церквей(Иерусалимской,Антиохийской и др.)в правилах апостольских,деяниях Вселенских и Поместных Соборов,древнейших мученических актах,,в которых записано исповедование христианской веры,в творениях святых отцов,в которых они изъясняли символы веры и излагали церковное учение,в древней практике Церкви(священные времена,обряды и т.д.)Православная Церковь стремится бережно хранить апостольское наследие.Есть истины,значение которых во всей полноте открывается тогда,когда их начинают отрицать .Когда кто-либо заявляет о том,что признает только Писание,а Предание отвергает как "человеческое",как раз и начинается чисто человеческое мудрование,ибо единственным истолкователем и мерой всегда оказывался человек,а не Церковь,которую святой апостол Петр называет столп и утверждение истины."Я с большим усердием и со всевозможным тщанием часто старался узнать от весьма многих преблагочестивых и преученых мужей,как мне некоторым верным и как бы общим и правильным путем отличать истину веры кафолической от лживости и уклонения еретического.На это все они давали мне всегда такой обыкновенный ответ:если я или другой кто захочет узнать обманы и избежать сетей вновь являющихся еретиков и пробыть в здравой веры здравым и целым,то должен оградить веру свою при помощи Божией двумя средствами:во-первых,авторитетом Закона Божественного(Священного Писания),а во-вторых,Преданием Кафолической Церкви.Но,быть может,кто-нибудь спросит:ведь канон Писаний совершенен и с избытком достаточен на все.Почему же нужно присоединять к нему авторитет разумения церковного?Потому что Священное Писание по причине возвышенности его не все понимают одинаково,но иной толкует глаголы его так,а иной иначе,так что представляется возможным извлечь из него столько же смыслов,сколько есть голов.Так,иначе изъясняет его Новациан,или Савеллий,иначе Донат,иначе Арий,Евномий,Македоний,иначе Фотин,иначе Аполлинарий,Прискиллиан,иначе Иовиниан,Пелагий,Целестий,иначе,наконец,Несторий.А потому-то,именно,что существует такое множество изворотов крайне разнообразного заблуждения,весьма необходимо направлять нить толкования пророков и апостолов по правилу церковного и православного понимания"История Церкви свидетельствует,что большинство ересей рождалось от самочинного толкования Священного Писания.Все,о чем писал преподобный Викентий Лиринский,почивший около 450 года,через одиннадцать веков болезненно проявилось с началом Реформации.Мартин Лютер и его последователи единственным авторитетом и источником истины объявили Писание.Поскольку Предание было отвергнуто,то разум отдельного верующего был признан единственным основанием в понимании и толковании слова Божия.Субъективные оценки толкователя становятся критерием истины.Уже в первые годы после провозглашения этого принципа начинают возникать,а, возникнув,дробиться и умножаться течения, направления,независимые общины и т.д. между руководителями которых начинается непримиримая вражда.У.Цвингли,А.Карлтадт,Ж.Кальвин,Т.Мюнцер и другие сторонники Реформации каждый по-своему понимал Писание и на этом понимании основал собственное учение..В дальнейшем начинается ценная реакция расколов,дроблений,отделений и пр.Хотя сейчас образовалось целое море раздробившихся течений(почти 200 больших и малых протестантских деноминаций и множество независимых общин),протестанты все еще не осознали,что произошла трагедия:они лишились Церкви."Церковь же Христова,заботливая и осторожная блюстительница вверенных ее хранению догматов,никогда в них ничего не изменяет,ничего не уменьшает,ничего не прибавляет-необходимого не отсекает,излишнего не принимает,своего не теряет,чужого не присваивает;но со всей рачительностью старается единственно о том,чтобы рассуждая о древнем верно и мудро,если что в древности предначертано и основано,то довершать и отделывать;если что пояснено уже и истолковано,то укреплять и подтверждать;если что подтверждено уже и определено,то хранить".


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев