Погранец!
22 сентября 2025 года отважному богатырю земли переславской исполнилось 107 лет.
Он же родом из деревни Ширяйка, что в пяти километрах от Кубринска. Поэтому 20 сентября, а это и есть суббота, собираемся и устремляемся в этот благодатный населенный пункт, потому как в этот день там состоится торжественное открытие пограничного столба, установленного рядом с родным домом нашего Героя. Это на улице Приозерной, 7. И хотя день такой осенний и с утра лишь хмурое небо, да мелкий дождик моросит, все приехали, собрались. Пограничники, родственники Михаила Ивановича, соседи со всей улицы сбежались на такое торжество, и конечно, сами Лёвшины, что в доме Петровых сейчас живут, сразу же вышли из ворот, всех приветствуя.
Я отматываю пленку событий мысленно назад и вспоминаю самое начало нынешнего лета. Думаю, что ничего бы нам и не пришлось бы в деревне тамошней лицезреть, если бы не бывший пограничник Вячеслав Выхристюк. Когда-то ему на глаза попалась публикация военного журналиста, полковника в отставке Валентина Малютина «Просто Герой. Из деревни Ширяйка». И тогда он решил отыскать всех: родственников отважного пограничника и разведчика Петрова, автора того материала и к Дню рождения нашего мужественного переславца установить возле его родного дома пограничный столб. На это ушло всё лето. С помощью также бывшего пограничника Николая Светикова, что в Переславле-Залесском проживает, они и воплотили задуманное в жизнь. А сам столб им на месте помогал устанавливать полковник в отставке и пограничник Александр Решетников, что давно уже в Ширяйке жительствует. Познакомился Выхристюк и с нынешними хозяевами родового дома Петровых — Владимиром и Лидией Лёвшиными, их сыновьями Игорем и Денисом. Они были совсем не против такого новшества, даже приветствовали. Вот так и получилось, что в этот сентябрьский день мы все собрались в Ширяйке. Из старинного города у озера Плещеева приехали ещё пограничники Максим Андреев, Олег Сенин, да и родственники нашего Героя подоспели — Наталья Жарикова, Зинаида Петрова, Юрий Андрейко, Тамара Смирнова и Валентина Щурова.
А уж все, кто мимо в тот момент проезжал, проходил, тоже останавливались, да присоединялись, вслушивались в каждое сказанное слово о нашем отважном Михаиле Иванове Петрове.
Это же он, будучи старшим в семье, с детских лет рано познал, что такое нелегкий крестьянский труд. Учебу в начальной школе ему приходилось сочетать с работой в колхозе. Семье необходимо было помогать и, уже после окончания семи классов сельской школы, Михаил успешно заканчивает курсы счетоводов и остается работать всё в том же колхозе «1-e мая».
В 30-годы Петрова призывают в ряды Красной Армии. Он служит вначале в Наркомате внутренних дел, а затем в погранвойсках НКВД. На реке Сан, что на границе Советского Союза и Германии, проходя службу на одной из застав весной 1941 года Михаил задержал несколько нарушителей.
А затем началась война. И первыми бой приняли бойцы границы. Это о них 24 июня 1941 года писала газета «Правда» «… Как львы дрались советские пограничники, принявшие на себя первый внезапный удар подлого врага. Бессмертной славой покрыли себя бойцы-чекисты... Они бились врукопашную, и только через мертвые их тела мог враг продвинуться на пядь вперед».
Старшина Петров — делопроизводитель одной из застав 92-го Перемышльского погранотряда с первого дня войны участвует в боевых действиях. Командовал отрядом подполковник Яков Иосифович Таратутин. 22 июня враг занимает Перемышль и пограничники вынуждены были отойти в село Ниженковичи. Но уже в 9 утра следующего дня они переходят в контратаку и, сметая захватчиков на своем пути, к 17.00 занимают оставленный накануне город. Гитлеровцы немного расслабились после молниеносного захвата Перемышля и явно не ожидали такого развития событий. Город удерживался пограничниками до 27 июня и враг потерял только на участке 92-го Перемышльского отряда около пяти тысяч офицеров и солдат.
Конечно, вражеской армаде трудно было противостоять. Застава Петрова продержится с начала войны еще пять суток, а затем, оставшиеся в живых пограничники с боями вынуждены будут отойти организованно на восток. После гибели в районе города Лубны начальника штаба отряда капитана Якова Агейчика, Михаил возглавил командование группой. В сентябре 1941 года он вывел оставшихся в живых 17 пограничников в район города Харькова на соединение с частями Красной Армии. Так за проявленную храбрость и отвагу и сохранение в целостности штабных документов старшина Михаил Петров получил первую боевую награду — медаль «За боевые заслуги».
Далее в составе войск 26-ой армии он примет участие в оборонительных боях под Москвой на орловско-тульском направлении. После откомандирования на курсы младших лейтенантов и их успешного окончания, в мае 1942 года коммунист Михаил Петров направляется в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения Западного фронта (ОМСБОН).
Зайдите в Центральный пограничный музей ФСБ России на Яузском бульваре и на одном из многочисленных стендов вы увидите два портрета Героев Советского Союза: командира партизанского соединения «Охотники» Николая Архиповича Прокопюка и командира роты Михаила Ивановича Петрова. Высокое звание им было присвоено одним Указом от 5 ноября 1944 года. А начиналось все с того, что Прокопюк, сколачивая в конце июля 1942 года формирование из 64 бойцов, обратил внимание на данные Петрова и зачислил его в состав своей опергруппы.
В августе 1942 года гитлеровцы сполна ощутили на себе всю мощь и ненависть появляющихся как всегда внезапно партизан. Успешные рейды в тылу врага, боестолкновения, истребление живой силы фашистов, подрыв вражеских эшелонов и это все неожиданно, необъяснимо и непредсказуемо. Сам Прокопюк, пройдя через горнило испанской войны, в совершенстве владел искусством рельсовой войны. Надо полагать, что находясь в Испании, он обучился этому у Ильи Григорьевича Старинова, талантливого диверсанта, личного врага фюрера, обучающего партизан взрывному делу еще с тридцатых годов. А Петров, переняв опыт сражения на рельсах у своего командира Прокопюка, самостоятельно пустил шесть вражеских эшелонов под откос.
Со временем ДРГ Прокопюка разрастается до партизанского отряда и Петрову поручается командовать взводом, а когда отряд преобразовывается в соединение, Михаил становится командиром разведроты.
В новогоднюю ночь 1943 года его бойцы уничтожают гитлеровский гарнизон.
Весной 1944 года партизаны перешли в боестолкновения гитлеровцами на территории Польши. Чтобы понять и ощутить, как все там было, необходимо посмотреть телефильм «Красный цвет папоротника». Да, сложные отношения были у партизан с польскими военнослужащими. Но это отнюдь не мешало им совершать совместные дерзкие рейды по тыловым гарнизонам противника. К лету стало совсем тяжело. Против советско-польских партизанских соединений в Яновских лесах Люблинского воеводства действуют карательные гитлеровские экспедиции при поддержке авиации, танков и самоходок дивизии «Викинг».
14 июня бойцы роты младшего лейтенанта Петрова, действуя на особо ответственном участке и совершая выход из окружения, отбивают одну за другой вражеские атаки. Гитлеровцы, выдвинув орудия на прямую наводку, открыли беглый огонь по партизанским позициям и подожгли лес. Петровцы поднимаются в атаку. Отбив у гитлеровцев три орудия и два миномета, они переносят смертоносные залпы на фашистов. Внезапная атака окончательно решает исход боя в пользу партизан, но сам Михаил Петров был убит автоматным огнем. Партизаны прорвали окружение.
Ротного командира Михаила Петрова погребли на том же месте, где еще накануне шел бой. После освобождения Польши он был перезахоронен на кладбище в городе Янов.
Спустя двадцать лет после боя в Волынских лесах Героя Советского Союза Михаила Ивановича Петрова, чьи заслуги перед Родиной отмечены также орденами Ленина и Красной Звезды, за проявленные им мужество и отвагу в сражениях с фашистскими захватчиками посмертно награждают польским военным орденом «Крест Грюнвальда» III степени.
Мы все слушаем Зинаиду Николаевну Петрову — дочь Николая, родного брата Михаила. Это она столько уж раз писала во все инстанции, чтобы помогли перевезти останки отважного Героя в родные края, но, увы, все остались глухи к её просьбе. И кто знает, в каком состоянии сегодня захоронение нашего пограничника, никто никакой весточки из Польши не подаёт. Может соберёмся, как-то съездим, навестим, но уж такие нынче времена, поляки злобно взирают на Россию. И может простые люди там как были во всём приветливыми и порядочными, так и остались, но то, что вытворяют тамошние правители, ох, и скверно всё же это слышать от них. Так что теперь Зинаида Николаевна будет всякий раз со всей роднёй приходить к пограничному столбу, что у Мишиного дома установлен и возлагать к нему цветы. Они все родные и близкие нашему Герою люди никогда не видели Михаила, разве что на немногих сохранившихся пожелтевших фотографиях, но все эти годы знали, что именно благодаря таким как он чудо-богатырям мы и выстояли в лихую годину испытаний. Они,несомненно, испытывают гордость, только всё печалятся о том, что за все эти годы так и не удалось им съездить на могилу Михаила Петрова в далекий польский город Янов.
Да, нынче хорошо в деревне Ширяйке. Одеваются в багрянец берёзы и одна из них особенно, та, что посажена была нынешними хозяевами, прямо в пень той самой белорадостной, что ещё помнила Мишу мальчишкой. Вы знаете, у всех деревенских жителей в домах есть газ, это благодаря тому, что где-то на этой же улице проживает человек, близкий к нашему «Газпрому». Вот он и постарался. Жаль, что в других наших переславских сёлах таких людей нет. Но вот к водной глади, что неподалёку, жителям Ширяйки доступа нет, только разве если заплатят наличными. Такие нынче времена, захватили, окружили всё заборами, хочешь к воде бесплатно попасть, тогда и шагай за десятки километров по лесам-болотам, может и выйдешь, порыбачишь там. За такое ли будущее сражался наш Герой Петров? И что скажут на это нынешние власти?
В Переславле-Залесском есть «Улица разведчика Петрова». Хотя, как это и есть, он был прежде всего пограничником, а потом уже разведчиком, диверсантом, подрывником... И этим он особенно гордился, не зря же вылетая с партизанской группой в тыл врага, он взял с собой пограничную фуражку.
В селе Кубринск магистраль просто назвали «Улица Петрова». Вот и думай, а кто же этот Петров? И только спустя многие годы благодаря установленной стеле также офицером-пограничником Олегом Кошелевым, можно воочию знать всё о Герое Советского Союза Михаиле Ивановиче Петрове.
Такая же стела есть и на его улице. И ныне воздвигнутый пограничный столб возле дома его родного — тоже большая радость для всех. Но нет на земле переславской ни памятника нашему Герою, обелиска в его честь. Но ничего, мы всё преодолеем, выдюжим и обязательно сделаем это. Воздвигнем мы памятник народный! Потому как уже столько лет прошло после той Великой Отечественной, а здесь в Ширяйке, нет ничего подобного. И что самое главное, никому до этого дела нет.
Так что за дело это нынче берутся погранцы, такие как Вячеслав Выхристюк, написавший ещё и песню в честь нашего Героя. Мы все, кто был в ту субботу в Ширяйке стали первыми слушателями этой прекрасной композиции. И слова…
За подвиг тот Героем стал, и в память улицы назвал
Петров-разведчик, он же погранец.
Они тоже из этой самой песни.
Так что помним, Михаил Иванович! Наш переславский Герой Советского Союза. Из русской деревни Ширяйка.
Мы Вас всем народом Руси Великой, которую Вы защитили, помним ии чтим в этот день. Вы в нашей памяти навсегда!
Владимир Фёдоров


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1