К слову, эта карта старая. На ней обозначено, что строящийся участок Астара - Решт должен быть введен в эксплуатацию в 2020 году. На деле он не готов до сих пор. Стороны банально не могут определиться с моделью финансирования, хотя его стоимость оценивается всего лишь в 1,5-1,6 млрд долларов. У России есть такие деньги и мы бы могли взять участок в концессию на десятилетия. Затраченные ресурсы вернутся с лихвой не только непосредственно от эксплуатации линии Астара - Решт, но и через мультипликативный эффект от роста товарооборота с Индией и Ираном.
Если говорить о транскаспийском маршруте, то тут вопросов огромное количество. Это недостаток торгового флота на Каспии, это недостаток портовых мощностей, это заторы в Волго-Донском канале из-за его обмеления.
С торговым флотом, конечно, проблему решить проще всего. Его достаточно купить в других странах. Но, опять, здесь нужен централизованный подход. Частные перевозчики не имеют необходимых ресурсов для осуществления массовых закупок. Поэтому, как и в других случаях, подобным вопросом должно заниматься государство, создавая государственный торговый флот (причем не только на Каспии). Опыт работы компании "Совкомфлот" показывает, что в данном вопросе государство может быть эффективным собственником.
А вот с портовыми мощностями сложнее. Это серьезные сроки строительства даже в том случае, если решение будет принято прямо сейчас. Контейнерные терминалы в наших каспийских портах имеются только в Астрахани. Несмотря на очевидный рост перевалки контейнеров при развитии МТК "Север - Юг" в предыдущие годы никто не подумал, куда же они будут прибывать. Астрахань с грузооборотом не справляется и, более того, в период зимней навигации требует работы ледоколов, что, опять, ведет к росту стоимости логистики.
Для контейнерного терминала подходит незамерзающая Махачкала. Также есть проект строительства порта в Лагани (Калмыкия). По Махачкале определенная работа идет, но, опять, не до конца понятно, будут ли мощности достаточными.
В общем, проблем на МТК "Север - Юг" огромное количество. Относительно быстро решить их можно только одним способом. Если государство централизует процессы и станет непосредственным их участником. Самостоятельно возведет дополнительные портовые мощности, сформирует торговый флот, реализует железнодорожные проекты. Уповать на частный бизнес здесь нельзя. Просто потому, что у него нет достаточных возможностей решить задачи быстро. А стратегическое для российской экономики направление (МТК Север - Юг) требует именно незамедлительных действий.
Константин Двинский
Нет комментариев