7 февраля 1943 года первый поезд прорвал блокаду Ленинграда.
Хмурым ленинградским утром, после почти полуторагодичного перерыва, в 10.09 к перрону Финляндского вокзала подошел поезд, на вагонах которого белели надписи, сделанные мелом: «Челябинск — Ленинград». Его встречали ликующие жители города. Когда паровоз Э708-64, разорвав красную ленточку, остановился, над вокзалом взметнулось раскатистое «ура» и заиграл оркестр...
В эшелоне был груз - ящики со сливочным маслом. Вёл локомотив машинист Иван Пироженко, его помощник Виктор Дятлов, кочегар Иван Антонов, а также уполномоченный Народного комиссариата путей сообщения по волховстроевскому железнодорожному узлу Вольдемар Виролайнен. В прошлом питерский машинист, он был учеником машиниста Гуго Ялавы, который дважды в семнадцатом году тайно перевозил Ленина через границу.
Восстановление железнодорожного снабжения произошло благодаря самоотверженному труду железнодорожников. Сразу после прорыва блокады, на южном берегу Ладожского озера началось строительство нового 33-км отрезка железной дороги. Стройка получила название «Строительство № 400», возглавил его начальник УВВР-2 Иван Георгиевич Зубков. Дорогу строили 9-ая отдельная железнодорожная бригада под командованием генерал-майора технических войск В.Е. Матишева, спецформирования НКПС: ГВОТ-2 Дмитрия Михайловича Реховского и ГВОТ-1 П.А. Трубицына, 11-ая отдельная железнодорожная бригада полковника Геннадия Павлович Дебольского
Строительство велось по облегчённым техническим условиям. На большей части линии отсутствовали два основных элемента нормального рельсового пути — земляное полотно и балластная призма, шпалы и рельсы укладывали прямо на снег; рельсы были уложены разных типов, в том числе и легкие. Мосты (через реки Назия и Черная) также были возведены с отступлениями от обычных технических требований.
В тот же день старшему машинисту паровоза ЭМ 721-83 П. А. Федорову была вручена путевка и от пятой платформы Финляндского вокзала и ровно в полдень первый поезд отправился на Большую землю. На платформах лежали заготовленные в блокадном Ленинграде отливки орудийных стволов для дальнейшей их обработки на одном из заводов Урала.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1