Все дети рисуют. Но зачем ребенок берет в руки предложенный ему карандаш, что им движет, когда он просит дать ему рисовальные принадлежности снова и снова и с удовольствием с ними возится? Куда движется он сам, к чему хочет и может прийти? И, главное, что делать с этой страстью нам, взрослым?
Дети начинают пробовать свои силы в рисовании в разном возрасте, обычно тогда, когда могут уже более или менее уверенно держать в руке кисточку, карандаш или фломастер. Обычно этот период приходится на возраст от года до трех лет, хотя изредка ребенок может оказаться равнодушным к предложенным ему краскам примерно лет до четырех, но не позже.
Первое время ребенок просто очень радуется тому, что карандашом или кисточкой можно оставлять какие‑то следы, превратить белую бумагу в разноцветную. До трех лет для него важнее всего возможность оставить свой отпечаток — авторский след, если говорить взрослым языком. Начинающему живописцу лучше выдавать по одной краске. Оптимально подойдет гуашь в банке: она дает очень яркие, насыщенные оттенки. У ребенка появляется возможность как следует рассмотреть, запомнить, прочувствовать один конкретный цвет. Постепенно можно давать ему по два, затем по три цвета, по‑разному их комбинируя.
В возрасте до трех лет очень полезны занятия с пальчиковыми красками, которыми нужно рисовать руками. Они развивают мелкую моторику рук, что положительно сказывается на развитии интеллекта и артикуляции.
После трех лет в творчестве появляется предметный рисунок: маленький автор уже ставит перед собой задачу изобразить какие‑то предметы окружающего мира и людей. На этом этапе и появляется рисунок человека, который является довольно достоверным показателем уровня интеллектуального развития ребенка.
Итак, зачем же самим детям нужно рисование? Известно, что человек около 80 % всей информации о мире получает посредством зрительного восприятия. Малыши еще плохо владеют речью, но в то же время должны усваивать много новых знаний об окружающем мире. Усвоенной информацией нужно делиться со старшими и сверстниками. В итоге дети выбирают рисование как способ не столько творчества в нашем, взрослом понимании этого слова, сколько как способ взаимодействия с миром. Рисующий ребенок создает зрительный образ. Этот образ и есть самый доступный для него способ передать свои мысли, отразить реальность и в процессе создания изображения переосмыслить ее.
По особенностям художественного творчества ребенка, особенно дошкольника, можно отследить его психическое состояние в настоящий момент. Например, насколько уверенно он ощущает себя в этом мире, есть ли тревожность, мучает ли малыша какой‑то страх? По изображению на рисунке семьи определяется, каким ребенок видит свое место в ней и какими — остальных ее членов. По картинкам можно также определить уровень его интеллектуального, эмоционального и психического развития. Увы, некоторые проблемы в этих сферах могут быть не очень очевидны для неспециалиста при простом наблюдении за поведением.
Другое традиционное художественное занятие для детей — это лепка из пластилина. Как и рисование, она развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на интеллект и артикуляцию. Нельзя забывать также и о том, что подобное развитие моторики является важным этапом подготовки рук к обучению письму в начальной школе.
Любой вид художественного творчества отлично развивает детскую фантазию. Большинство людей (около 70 %) визуалы, поэтому создание зрительных образов в раннем возрасте влияет на творческое начало в целом. При этом совершенно не имеет значения, в какой сфере потом юный творец найдет себе применение — в художественной, музыкальной или же в области изящной словесности.
Рисование разносторонне развивает ребенка, и в процессе создания картины он вынужден уточнять свойства окружающих предметов: что больше, а что меньше? Что расположено дальше от него, а что ближе, и как это передать? Какого цвета изображаемые предметы?
Любая творческая деятельность связана с эмоциями. Если ребенку нравится результат, если он доволен получившимся, ему это приятно. Иногда он может огорчаться, если что‑то не выходит. Это заставляет его задумываться о причинах неудачи, делать выводы на будущее, искать способ сделать в следующий раз по‑другому.
Полезны и групповые занятия рисованием. Глядя на работы других, ребенок начинает обращать внимание на детали, подмеченные его ровесниками, но упущенные им самим, и таким образом обогащает свое представление о мире. Это тоже своего рода форма обмена информацией и впечатлениями между детьми, а совместное рисование и коллективный просмотр работ превращается в обмен мыслями.
Поскольку художественное творчество практически всегда означает занятия за столом и требует сосредоточенности в течение определенного периода времени, оно делает ребенка более усидчивым. Следовательно, рисование и лепку можно рекомендовать гиперактивным детям или тем, кто страдает дефицитом внимания.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев