Разумеется, Иван Антонович был личностью большего масштаба, чем просто исследователь одной из дальневосточных рек. Учёный, геологоразведчик, футурист, писатель и космист — можно продолжать список. Но для нас, жителей Хабаровского края, присутствие Ефремова в 30-х гг. XX века чуть более важно, чем для всех остальных.
Три дня назад исполнилась круглая дата — 111 лет со дня рождения исследователя земли и души человека. По такому случаю публикуем отрывок из интереснейшего рассказа о его горинском (и не только) маршруте.
«На левом берегу великой реки, на вытянутом валу, расположилось село Пермское, построенное выходцами из Пермского края. Пристани здесь не было, и пассажиры с любопытством наблюдали, как, развернувшись поперёк течения и двигаясь носом к берегу, пароход упёрся в грунт. Носовой проволочный трос быстро закрепили за лесину, и пароход, маневрируя, встал параллельно берегу. Подали сходни. С волнением ступил Иван на колеблющиеся под ногами доски: наконец начинался его первый таёжный маршрут. Здесь отряды Павловского и Ефремова разделялись.
В 1933 году Академия наук СССР издала «Геологический очерк западной половины озёрного края Приамурья», написанный совместно Павловским и Ефремовым. Во введении сказано: «Отряд Ефремова прошёл от устья реки Горин вверх до слияния Горина с рекой Хуин (ныне р. Девятка). Затем вверх по Хуину до озера Эворон, вокруг всего озера Эворон с заходом в низовье р. Эвур. Другой маршрут того же отряда был проведён от селения Среднетамбовского на Амуре вниз по Амуру до селения Киселёво. Отсюда по вьючной и приисковой тропе до прииска Спорного на реке Лимури; вверх по Лимури до вершины левой Лимури, далее — в верховья реки Боктор. Отсюда вниз по Боктору отряд вышел снова на реку Горин». Но это очень упрощённая нитка маршрута, протянувшегося на тысячу километров с лишним.
Задач у малочисленного отряда было несколько. Ефремов знал, что в просторной пойме Амура, на месте села Пермского и Дзёмги — стойбища гольдов (так тогда называли нанайцев) — предполагалось построить новый индустриальный центр Дальнего Востока. Необходимое составление топографических карт почти неизученного Амуро-Амгунского междуречья предполагало изыскание пути, по которому могла бы протянуться к новому городу линия железной дороги. Требовались изучение геологии района, геологическая съёмка — и на всём протяжении маршрута опробование пород на золото промывкой в лотке».
Рассказ полностью: http://www.i-efremov.ru/publikacii/eremina-smirnov-ivan-efremov28.html#bookmark1 И да, в мае мы проведём сплав по Горину. Об этом будет информация в группе путешествий Планета Тайга. Путешествуйте с нами!
https://soundcloud.com/radio-vostok/sreda-dlya-zhizni-ot-26062020
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2