В конце тридцатых годов 19-го века до нижнего Приангарья докатилась золотая лихорадка. Так в тайгу на смену мелкой, хищнической и нелегальной добычи золота в район пришёл новый этап разработки месторождений. В 1839 году в Южно-Енисейской тайге было зарегистрировано 39 горных отвода, а в середине 50-х годов их было уже более пятисот. Однако разрабатывались менее трети приисков от всех заявленных. Причин было несколько: низкое содержание, тяжёлые горно-геологические условия, недостаток денег. Ещё одной особенностью мест золотодобычи была значительная удалённость и полное отсутствие дорог. Этой проблемой пришлось сообща заниматься золотопромышленникам и властям. Постепенно к приискам были проложены дороги, а в связи со значительным расстоянием между населёнными пунктами были устроены зимовья. На трактах такие пункты назывались станциями или станками, где имелись свободные лошади, повозки, постоялый двор, а также «обогревные» избы с самоваром. На таёжных дорогах были обустроены станки-зимовья. Ставились они в местах близких к переправе, глубокому броду, затяжному и крутому подъёму в гору. Зимовье служило местом обогрева, отдыха и подготовки обоза к дальнейшему пути. Кроме того, на некоторых зимовьях имелись казармы, где могли отдохнуть идущие на работу из деревень приисковые рабочие. Здесь проживало, как правило от двух до трёх рабочих, которые следили за прилегающей дорогой, подсказывали безопасный путь преодоления реки. На каждое зимовье оформлялся горный отвод и прописывались условия содержания, уплаты податей, а также оплаты за услуги. Например, в 1900 году по «Климовке» с каждого воза брали по десять копеек на ремонт зимней дороги. Доставка груза до приисков, по Мотыгинской дороге летом обходилась в 45 копеек с пуда, осенью затраты вырастали до 80 копеек и даже доходили до рубля.
Всего в Южно-Енисейском горном округе существовало три основных пути: Климовская, Кулаковская и Мотыгинская дороги. Была ещё Каменская дорога протяжённостью 100 вёрст, от села Каменского на Ангаре. Путь пролегал по долине реки Каменки, преодолевая водораздел выходил к речке Магдыгаю (приток Удоронги). В устье Магдыгая стояло зимовье, от которого дорога, пересекая водораздел Удоронги вела к прииску Еремеевскому на Удерее. По этой дороге в зимний период доставляли сено и небольшое количество хлеба.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Радио, ни интернета не было, все передавалось «из уст в уста», либо письмами почтовыми. Поэтому лихорадка и «докатилась», медленно и уверенно.