Девятиэтажная новостройка №3 для переселенцев из ветхого и аварийного жилья в 9-ом микрорайоне КСК является наглядным примером попустительства чиновников, и, по нашему мнению, граничащим с откровенным криминалом. По какой именно причине этот объект дал трещину, и почему Государственная инспекция Забайкальского края, обязанная контролировать весь строительный процесс, не смогла повлиять на исход этой истории, разбиралась «Экстра». Строительство на скорую руку
Напомним, сейчас в этом направлении возбуждено лишь одно уголовное дело по статье «Халатность». Его инициировали по факту отсутствия должного контроля при возведении вышеупомянутого дома, в котором из-за выхода грунтовых вод образовалась трещина. Сотрудники регионального СК РФ утверждают, что эта история со злополучной новостройкой сама по себе является уникальной и «ушедшие в неизвестном направлении» с госконтракта бюджетные миллионы они ни в коем случае не оставят без внимания. По имеющимся у следствия данным, в 2017 году был заключён государственный контракт с компанией ООО «Стройконструкция» на строительство жилого объекта, по которому в него должно было быть заселено свыше 100 семей. Деньги тогда были выделены из Фонда содействия реформированию ЖКХ.
– Несмотря на наличие явных признаков нарушений при ведении строительных работ, должностными лицами органов министерств и ведомств Забайкалья, обязанных контролировать их проведение, были подписаны документы, по которым застройщику выплатили, что называется, «наперёд» более 146 миллионов рублей. Результатом всего этого оказалось то, что около 200 человек вовремя не получили причитающиеся им по закону квартиры (власти пообещали людям купить жильё на вторичном рынке – авт.), а миллионы рублей были потрачены в пустоту, – констатировал пресс-секретарь краевого следственного комитета Егор Марков.
Но по какой причине произошёл выход грунтовых вод, из-за которого возникла та самая трещина? И почему эту причину не удалось устранить заранее? Ответ на первый вопрос кроется в акте проверки, составленном в октябре 2017-го членами экспертной комиссии Государственной инспекции Забайкальского края. В нём говорится, что «в процессе производства работ по устройству котлована, в нарушение требований проекта, было допущено промораживание и замачивание грунтов основания. Это привело к неравномерным осадкам здания. В случае дальнейшего процесса замачивания прочностные и деформационные характеристики основы будут ухудшаться. Более того, усиление грунта центральной части объекта не производилось. Также произошли неравномерные деформации основания здания, повлекшие к расхождению стыковых плит и панелей второй секции по лестничной клетке на всю его высоту на 10 сантиметров. При этом разрушились связи здания, приведшие к разрыву металлических соединений и отрыву закладных деталей в местах расхождения стыков. Вследствие чего изменилось положение конструкции в пространстве».
В общем, если верить данному документу, то источником всех бед стал котлован. В пользу указанной версии свидетельствуют и слова местных жителей, наблюдавших за этой «стройкой века».
– Когда копали котлован, мы своими глазами видели, как из земли выступала вода. И это продолжалось всю осень. Мы до последнего надеялись, что представители контролирующих органов увидят, заметят и запретят застройщику там рыть, но этого, увы, не произошло. Строители прямо в воду наставили бетонных блоков в ноябре месяце 2016-го, а потом сделали перерыв в своей работе – он растянулся у них на несколько месяцев. За возведение самого объекта они взялись только на следующий год – уже ближе к весне. По факту, они будто намеренно не обратили внимания на выступающую воду, да ещё в придачу проморозили котлован. И вуаля – к лету вырос дом, который затем стал рассыпаться. Из всего этого можно сделать лишь один вывод: кто-то удачно попилил деньги, – поделились жители 9 микрорайона КСК.
Сразу скажем, что рыть котлован осенью и оставлять его в зиму по всем «строительным правилам» не запрещено, но это очень рискованно (лучше проводить все работы в один сезон – авт.). Чтобы всё прошло гладко, на период простоя требуется правильно законсервировать объект. В нашем же случае подобное, судя по всему, в принципе не делалось. Однако это ещё полбеды – когда котлован был вырыт и из-под земли пошла вода, «усиление грунта центральной части объекта не производилось», о чём свидетельствует вышеупомянутый акт проверки. Речи же о смене самого участка, а это в теории был оптимальный вариант избежать «замачивания грунтов основания», вообще не велось. Складывается ощущение, что застройщик и другие ответственные лица попросту хотели сэкономить время, дабы уложиться в сроки, прописанные в госконтракте. История в цифрах 160 миллионов рублей – именно такая цена была у госконтракта на «треснувший» дом в 9 микрорайоне КСК. Однако застройщик получил от властей 146 миллионов рублей. Остатки средств ему планировалось перевести на счёт после ввода здания в эксплуатацию, чего не произошло. Отметим, что сейчас заказчик требует с подрядчика вернуть все выплаченные деньги до копейки. «Инспекция» не при делах?
Что же касается ответа на второй вопрос – кто именно недоглядел – то здесь всё обстоит гораздо сложнее. Так, главный «контролёр» – Государственная инспекция Забайкальского края, которая, по сути, следила за всем строительным процессом, сняла с себя ответственность за «косяки» застройщика.
– Строительство указанного дома осуществлялось «Стройконструкцией» в соответствии с разрешением на строительство, выданным администрацией городского округа «Город Чита», по проектной документации, разработанной проектной организацией ООО Проектная Компания «СКАД», и получившей положительные заключения негосударственной экспертизы ООО «Центр строительных и проектных экспертиз» и государственной экспертизы ГАУ «Госэкспертиза Забайкальского края». (…) Возведение зданий и сооружений является сложным процессом, включающим в себя большое количество этапов, в том числе предварительных, таких, как выбор участка строительства, исследование характеристик грунтов основания, выбор типа фундаментов применительно к существующим грунтам, определение глубины его заложения, проектирование фундаментов и конструкций всего здания, определение их размеров и параметров, прохождение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Данные этапы производятся до начала производства строительно-монтажных работ, и полномочий по проверке этих этапов у Инспекции нет, – объяснила в ответе на редакционный запрос первый заместитель начальника Государственной инспекции Забайкалья Наталья Варнакова.
Проще говоря, наблюдать за рытьём котлована было не в юрисдикции данного ведомства. Его представители лишь формально подписали документы, которые якобы подтверждали, что все работы в рамках предварительных этапов застройщик выполнил «на ура». Но даже если это и так, то почему специалисты Инспекции не смогли заблаговременно выявить существующие дефекты? Скорее всего, они попросту не захотели проводить комплексную проверку, пока на здании не появились трещины. Ведь львиную долю из тех нарушений, обозначенных в их же акте проверки, датированном октябрём 2017-го, можно было обнаружить заранее. К сожалению, каких-либо вразумительных комментариев со стороны Инспекции по этому поводу в адрес нашей редакции не последовало. В одном из ближайших номеров мы дадим ответ на вопрос: кто «пропустил» бракованный котлован, и являлось ли это криминалом. Опытный» застройщик До строительства многоэтажки для переселенцев на КСК ООО «Стройконструкция» уже подмочила свою репутацию. В 2015-ом компания сдала в эксплуатацию новостройку по улице Ярославского, 62 в Чите. Спустя какое-то время новосёлы начали замечать, как трескаются стены в квартирах, а предметы мебели примерзают к стенам. Как после такого чиновники умудрились заключить госконтракт с этой стройфирмой – большой вопрос.
Комментарии 2