Название игры, возможно, происходит от персидского слова «нэрд», что подтверждается армянскими и грузинскими традициями называть количество очков вслух на старом персидском языке перед каждым ходом. Другие исследователи связывают название игры с растением «нард», произрастающим в Индии и используемым для получения благовонного масла.
В древности внешний вид игры был глубоко символичен. Двенадцать линий доски олицетворяли 12 месяцев года, разделение на четыре части – четыре времени года, а 30 фишек соответствовали числу лунных и безлунных ночей в месяце. Движение фишек по кругу символизировало движение звезд на небе, а сумма очков на противоположных сторонах костей (равная 7) соответствовала числу планет, считавшихся источником добра и зла в древности.
Разнообразие нардов поражает воображение. В настоящее время на территории бывшего СССР наиболее распространены «длинные» и «короткие» нарды, а на Западе популярен «бэкгаммон» – вариант, схожий с «короткими» нардами.
Правила игры в нарды:
Играют двое. Комплект игры включает:
* Игровую доску;
* Две стандартные игральные кости;
* Два комплекта фишек (двух цветов по 15 штук).
Цель игры:
Игрок белыми фишками должен провести свои фишки в свой «дом», двигаясь в направлении светлой стрелки. Игрок черными фишками должен провести свои фишки в свой «дом», двигаясь в направлении темной стрелки. После этого игроки должны выбросить свои фишки на «двор».
Начало игры:
Игра начинается с броска каждым игроком по одной кости. Если выпали одинаковые цифры, бросок повторяется. Право первого хода принадлежит игроку, выбросившему большую кость.
В течение игры игроки кидают две кости. Количество очков на костях показывает, на сколько полей вперед нужно передвинуть свои фишки. Например, если выпали 2 и 4, игрок может передвинуть одну фишку на 2 поля, а другую – на 4, или одну фишку сначала на 2, а затем на 2 поля.
Правила движения:
* Фишки могут двигаться только в направлении своего «дома».
* Если на поле стоит одна фишка противника, её можно «бить», то есть отправлять обратно в «дом» противника.
* Если на поле стоят две или более фишек противника, пройти через них нельзя.
Выведение фишек:
Когда все фишки игрока находятся в его «доме», он может начать выводить их на «двор», кидая кости. Выводятся фишки с полей, соответствующих выпавшим числам.
Победа и очки:
* Игрок, первым выведший все свои фишки на «двор», выигрывает партию.
* Простой выигрыш (1 очко): происходит, когда противник вывел хотя бы одну фишку на «двор».
* Марс (2 очка): происходит, когда противник не успел завести все свои фишки в «дом» и не вывел ни одной на «двор».
* Домашний марс (3 очка): крайне редкий случай, когда все фишки противника находятся в его «доме», но он так и не смог вывести ни одну на «двор».
Право первого хода в следующей партии принадлежит выигравшему игроку или определяется жребием.
Нарды – это игра, требующая как везения, так и стратегического мышления. Она развивает логическое мышление, планирование и способность к принятию решений под давлением.
Благодаря своей простоте правил и увлекательному геймплею, нарды остаются популярной игрой на протяжении веков, объединяя людей всех возрастов и культур.
Нет комментариев