Однако в отличие от истории западной философии, которая позволяет проследить хронологию развития идей и влияние каждого мыслителя на последующих, история индийской философии представляется более сложной и запутанной.
Множество текстов, составляющих древнеиндийскую философию, лишены точной атрибуции авторства и датировки.
Важнейшую роль среди них играют Веды – древнейшие религиозные тексты мира, предположительно созданные в 1500-1000 гг. до н.э. Эти священные писания, в основном состоящие из хвалебных гимнов, посвященных различным богам, олицетворяющим силы природы, и инструкций по проведению ритуалов, заложили основу для большинства школ древнеиндийской философии. Наиболее поздние трактаты Вед – Упанишады – написанные не ранее 700 года до н.э., имеют более философский характер.
В Индии принято различать две основные категории философских учений: астика и настика. Астические школы, такие как санкхья, йога, веданта, миманса, ньяя и вайшешика, в той или иной степени признают авторитет Вед. Напротив, настические школы – джайнизм, буддизм и локаята – полностью отвергают ведическую мысль.
Примечательно, что в Индии учения различных школ существовали бок о бок на протяжении многих веков, не вытесняя друг друга. Каждая школа стремилась создать сутры - краткие изложения своей позиции в форме афоризмов, включающие ответы на распространенные возражения и критику других систем. Считается, что датировка сутр была задним числом, возможно, для придания им большего авторитета.
Несмотря на разнообразие подходов, большинство индийских школ (за исключением локаяты) разделяют несколько ключевых концепций:
* Карма и реинкарнация: Карма означает действие, и согласно этой концепции, люди переживают последствия своих поступков в текущей или последующих жизнях. Если плод кармы не может быть получен в текущей жизни, индивид проходит через реинкарнацию, то есть умирает и рождается снова в качестве человека или иного существа.
* Сансара: Понятие вечного круговорота рождений и смертей. Целью философской системы является мокша (или мукти) – освобождение от бесконечного перерождения и прекращение страданий.
* Атман: Вечная душа, существование которой признается большинством школ (за исключением буддизма и локаяты). Очищение души часто рассматривается как путь к мокше.
Древнеиндийская философия, как правило, подчеркивает моральные ценности: контроль над страстями и желаниями, неприменение насилия к любой форме жизни. В отличие от западной традиции, где философия рассматривается как отстраненное исследование законов природы, в Индии она тесно связана с практикой, направленной на улучшение повседневной жизни и самосовершенствование.
Нет комментариев