Родителями Аполлона были Зевс и Латона. Он появился на свет на острове Делос под пальмой. Во время его рождения, лебеди приплыли к острову и, взяв благословенный остров тесным кольцом, волшебно запели. С того мгновения голые скалы Делоса окружены цветом и радостью зелени. В голубых облачках поднимались в небо всплески гимнов и музыки. Скопища набожных почитателей Аполлона шли к белым храмам, которые скрывались среди кипарисов, пальм и лавровых деревьев.
Аполлон был самым красивым среди богов. Высокий, стройный, ясноволосый, вечно молодой, с божественными лучезарными глазами, которые заглядывали далеко в глубину времени и пространства. Аполлона считали богом пророчеств и гадания, а отблеск его красоты видели в золотом диске солнца, властелином которого он и был. Он наделял ясновиденьем и заботился о гадалках, певцах и поэтах, которых звали «детьми Аполлона». Сам изумительно владел игрой на кифаре.
Как-то Аполлон даже решил посоревноваться с неким Марсием, который был отличным флейтистом. Судьями выбрали пастухов и пастушек, которые пасли свои стада на горе Ниса. Марсий играл первый и очаровал всех. Его флейта наследовала техканье соловья, звон ручья, далекий голос лесного эха, шум бури, как будто творя хвалебный гимн в честь природы, ребенком и послушником которой он был. Марсий был уже уверен в своей победе, когда Аполлон начал играть на своей волшебной кифаре. Бог пел и играл одновременно. И вызывал в душах у слушателей то радостное вознесение, то сладкое желание, то сердечную печаль.
Аполлона признали победителем. Он схватил одоленного Марсия, привязал его руки к дереву и заживо содрал кожу. Марсий покинул свет, а из глубины лесов и гор послышался великий плач; все лесные боги, все горные богини проливали за ним такие слезы, что из тех слез произошла речка, которую окрестили его именем- Марсий.
В то же время произошло очень смешное событие. Царь Мидас, который тоже присутствовал на собрании, ушел неудовлетворенный. Ему не понравилась игра Аполлона и он один отдал победу Марсию. Аполлон отомстил ему, наделив его ослиными ушами. Но ведь царю негоже иметь ослиные уши. И Мидас прятал свой позор под шапкой, которую никогда не снимал. Но был один человек, который знал царскую тайну,- дворцовый парикмахер. Когда он стриг Мидаса, он видел его без шапки. Царь под страхом смерти велел ему молчать. Цирюльник боялся смерти, но неслыханная тайна, которую он знал, не давала ему покоя. Ему очень надо было кому-то довериться. Не имея сил больше терпеть, он побежал к берегу моря и выкопал там яму и что есть силы крикнул в нее: «У царя Мидаса ослиные уши!». И ему моментально стало легче. А тем временем—наверно, по велению всевышних—в том месте, где была яма вырос камыш, заросли камыша. И в то момент, когда подул ветер, камыш зашатался, зашелестел, и шелест его слился в единый голос, который нашептывал: «У царя Мидаса ослиные уши». Тот коварный шепот камыша разошелся по всей стране, и все узнали тайну Мидаса, что очень расстроило беззлобного царя, единственный недостаток которого – неумение разбираться в музыке.
Хоть Аполлон и принадлежал к высшей аристократии богов, он охотно жил на земле. У него здесь были свои дела, с землей были связаны и давние воспоминания. Бог помнил, как однажды, когда его выгнали с Олимпа, в Фессалии он служил батраком у царя Адмета, где пас стада и играл на флейте. Хозяева преклонялись перед ним, чтобы он охранял домашних животных от волков. Аполлон мог это делать очень легко, потому что лучше всех стрелял из лука. Говорили, как будто его стрелы поражают внезапно, не оставляют следов, и потому каждую непонятную смерть объясняли гневом Аполлона.
Еще подростком он считал себя за непревзойденного стрелка из лука и смеялся даже над Эросом и выхвалялся, что стреляет лучше него. Раздраженный Эрос вынул из сагайдака две стрелы: любви и ненависти. Стрела любви попала Аполлону в сердце, а стрела ненависти—в трепетное сердечко нимфы Дафны. Как только Аполлон подходил к Дафне, она убегала. Он гнался за ней через горы и леса, но она стала умолять матушку Землю помочь ей, и она тот час обратила ее в лавровое дерево.
Так странно складывалось, что когда Аполлону кто-то нравился, с тем приключалось какое-то несчастье. Аполлону искренне нравился молодой Гиацинт, которого учил стрелять из лука и играть на цитре. А Зефир, божок ласкового ветра, очень любил красивого юношу и не мог перенести, что тот бросил его ради олимпийского бога. Однажды, когда Аполлон метал диск, Зефир внезапным порывом ветра так направил тот диск, что тот смертельно ранил Гиацинта. Зря сын Латоны пытался вернуть ему жизнь с помощью лекарственных трав. Юноша умер, а из его крови вырос цветок, который теперь называют Гиацинтом.
Как бог лирики и поэзии, дирижер Олимпийского оркестра, Аполлон был повелителем муз, девяти дочек Зевса и Мнемозины (Памяти). Они жили на Геликоне и Парнасе – вершинах беотийских гор, где бьет священный кастальский родник, но их любимым жилищем были холмы Перии у подножья Олимпа. Там цвели роскошные луга, к которым никогда не прикасалась коса, паслись животные, которые принадлежащие богам. Нынешние греки говорят, что в горах Пери живут злые духи, которые насылают безумие на тех, кто заблудился, и толкают в пропасть.
Но раньше они насылали другое безумие — очаровательное безумство поэзии. Такую картину нарисовано в поэме «Теогония» Гесиода, которого сами музы выбрали своим жрецом.
В поздние времена каждой из муз поручили какое-то искусство, которым она должна была опекаться по-особенному, и изображали ее в скульптурах и в рисунках с характерными для неё атрибутами так, чтобы было легче распознавать.
Так, например, Каллиопу (Прекраснолицую), музу героической песни, изображают с пером и табличкой для писания; Клио (Та, которая провозглашает славу) опекает историю и держит в руках свиток пергамента; Евтерпа (Радостная) ,которая является покровительницей лирики, играет на флейте; Талия (Прекрасная), муза комедии, держит в руках комическую маску; эмблема Мельпомены (той, которая поет), музы трагедии—грустная маска; Терпсихора (Та которая любить танец) учит людей танцевать и изображена с большой лирой в руках; Эрато (Любимая) играет на маленькой цитре любовные песни; атрибутом Полигимнии является толстое покрывало, которым пользовались во время религиозных обрядов, потому что она дает вдохновение тем, кто составляет гимны и божественные песни; Урания (Небесная) несет небесный глобус, потому что она покровительница астрономии.
Аполлон был одним из светлейших персонажей греческого Олимпа. Его называли Спасителем, потому что он поддерживал людей в страданиях, спасал от несчастья, отпугивал смерть, отпускал грехи преступникам, был целителем души и тела; это бог света- ласковый и благодетельный.
В Афинах после осеннего сбор а урожая в честь Аполлона устраивали праздник, во время которого юноши несли маслиновые ветви, обвешанные фигами, хлебами, посудинками с маслом и вином, обвернутые шерстяными лентами, и, останавливаясь перед каждым домом, как когда то у нас колядники, отдавали одну ветку хозяину. Тот вешал ее на двери аж до следующего праздника. Тогда ветку заменяли свежей, а старую—сжигали.
В сочинениях Аполлон изображен как идеал молодости и мужской красоты, без бороды, с буйными волосами, которые свободно спадают на плечи, или непонятно закручены: это олимпийский метросексуал. Обычно он голый, иногда у него через плечо перекинута только хламида-маленький плащ. На спине—колчан, полный звонких серебряных стрел, в руке—лук. В сонме муз он снова выступает как Кифаред в длинном, аж до земли, високоподпоясанном одеянии, с кифарой в руке и с лавровым венком на голове. Лавровый венок вручали в награду поэтам, и этот обычай пережил стародавние времена. Так, мы можем увидеть лавровый венок на голове у Петрарки, а в наши времена о нем напоминает слово «лауреат».
#ИсторииИЛегенды
Нет комментариев