В начале XX столетия история русского фарфора как никогда тесно связана с политической обстановкой. Внимание партийных вождей и творческих личностей приковано и к производству изделий из белой глины. Государственный фарфоровый завод, который располагался в Петрограде, превращается в главный центр керамики страны. В 1918 году его возглавляет С. В. Чехонин – знаменитый книжный график и один из лучших специалистов своего дела.
Интересующийся идеями революции Чехонин разрабатывает новый стиль, основанный на сочетании изображений и надписей, их поясняющих. Это был довольно оригинальный способ пропаганды ценностей пролетариата наравне с плакатом – еще одним передовым искусством. Так рождается знаменательное для нашей страны явление.
Уже осенью появляется столовая посуда с революционной символикой и лозунгами, а сам завод, который ранее изготовлял продукцию для царского двора, передается в ведение Народного комиссариата как испытательная лаборатория республиканского значения. Тут же он получает заказ на изготовление бюстов великих людей современности и декоративных предметов с революционными лозунгами.
Революционные лозунги и рисунки, на которых красовались сцены нового быта, советские эмблемы – все это было обращено ко всем людям, а не к отдельным ценителям прекрасного. Советский агитационный фарфор, рожденный революцией, явился настоящим проводником идей большевиков.
Новизна тематики
На завод приходят новые художники, уверенные, что ломка старого необходима. Необычная техника требует и новых средств выражения. И вскоре агитационный фарфор сближается с графическим искусством политического плаката.
Посуда оформляется в непривычном стиле, а роспись на ней становится более яркой. Текст, вплетенный в орнамент, сочетается с советской эмблематикой – изображениями серпа и молота. Выпускаются тарелки с портретами В. Ленина, К. Либкнехта, Р. Люксембург, декабристов. Появляются и фарфоровые скульптуры, изображающие людей, служащих делу революции, – матросов и красногвардейцев.
Продукция не для широких масс
Изначально предполагалось, что агитационный фарфор будет доступен для всех слоев общества, и люди, у которых разовьется отличный вкус, потянутся к прекрасному. Однако случилось так, что уникальная продукция, фиксирующая происходящее, не доходит до покупателей, оседая в закромах коллекционеров.
Новый вид искусства пролетариата
В 20-х годах прошлого века фарфор, художественные достоинства которого неоспоримы, побывал на международных выставках, вызывая восхищение посетителей. Неслучайно зарубежные журналисты писали о том, что в агитационном фарфоре СССР революция нашла свое лучшее отражение. Эксперты высоко оценили мастерство художников, назвав их работы "новым видом пролетарского искусства".Но народ видел этот фарфор лишь в витринах музеев или выставок.
Остановка производства
Но уже в 40-е годы производство керамической продукции прекращается. Агитационные росписи уходят в прошлое, а их место занимает пластический фарфор.
Из-за повышенного спроса на некоторых заводах еще продолжают выпускать тарелки с политическими лозунгами, однако их качество оставляет желать лучшего. И для коллекционеров они не представляют никакого интереса.
Дулевский фарфор: стиль и изысканность
Одним из значительных центров производства фарфора являлась фабрика в Дулево под Москвой, которую основал Терентий Кузнецов. В 1918 году ее национализировали, а мастера стали осваивать отечественное сырье и новые технологии. Революционные темы становятся единственным содержанием росписи изделий, в которых политические лозунги немыслимы без внешней красоты.
Вскоре появляется агитационный фарфор из Дулево – тарелки с гербом СССР, которые никогда не предназначались для использования в повседневном быту. Редкие по красоте изделия создавались мастерами, воспитанными в традициях прошлого.
Смотрим, любуемся.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев