Вся запись альбома заняла период с апреля по ноябрь 1979. К большому сожалению, практически невозможно найти никаких фото/видео материалов, фиксирующих работу группы в студии над "Стеной".
Из-за уже упоминавшейся жесткой британской налоговой политики, работа над "Стеной" велась на Britania Row только на начальном этапе. После окончания работы над альбомом, по финансовым причинам, на лондонской студии группы, запись перенесли во французские студии Super Bear Studio и Studio Miraval, а заключительный этап работы над альбомом проходил в США, на студиях CBS 30th Street Studio (Нью-Йорк), Producer’s Workshop (Лос-Анджелес).
Американский период принес: работу с продюсером Джеймсом Гатри, запись гостевого вокала, целого ряда гостевых музыкантов, хора Нью-Йорского Сити Опера, оркестровок Нью-Йорского филармонического оркестра, микширование и мастеринг, т.е. являлся исключительно важным с точки зрения окончательного звучания пластинки.
Когда работа над альбомом близилась к завершению, Боб Эзрин выступил с еще одним необычным предложением: выпустить сингл. К тому времени, Pink Floyd не выпускали синглов в Великобритании уже 11 лет, отдав выбор материала для выпуска EP в США в руки выпускающих компаний, однако на этот раз Эзрин убедил музыкантов выпустить в качестве сингла к альбому "Another Brick in the Wall (part 2)".
Изначально это была довольно мрачная вещь с низким темпом, однако Эзрин, большой поклонник танцевальных ритмов, убедил группу радикально ее изменить. Продюсер быстро нашел общий язык с еще одним любителем "заставить булочки пуститься в пляс", Ником Мэйсоном, и работа закипела.
Сингл вышел в Великобритании за неделю до выхода альбома, 23 ноября 1979, и 23 января 1980 в США. На второй стороне сингла была размещена композиция "One of My Turns".
Интересные факты:
Пока группа колесила по миру, записывая альбом, звукоинженер Britania Row Ник Гриффитс выполнял важное поручение: ездил по Великобритании в поисках звуковых эффектов. Одной из лучших записей стал звук взрыва здания, который, правда, на альбом не попал, но целиком вошел в фильм.
Для записи детского хора в песне "Another Brick in the Wall (part 2)" Ник Гриффитс записал на студии 23 ученика четвертого класса школы, расположенной рядом со студией. Многократное наложение голосов их хора в последующем дает нам услышать песню в оригинальном, полюбившемся миллионам, варианте.
"The Wall" вышел 30 ноября 1979.
Так как со Стормом Торгерсоном и группой Hipgnosis Уотерс находился в размолвке, над оформлением пластинки он работал с Джеральдом Скарфом. Так "Стена" стала первой, после дебютной, работой группы, в оформлении которой не принимали участие Hipgnosis.
Джеральд Скарф, американский аниматор и карикатурист, был знакомым Уотерса и Мэйсона еще с середины 1970-х, и разделял их политические взгляды. Для тура в поддержку "Animals" Скарф уже создал несколько коротких мультипликационных видео для круглого экрана. Pink Floyd работы понравились, и Скарф занимался оформлением "Стены" во всех ее ипостасях.
Авторство композиций принадлежит Роджера Уотерсу, за исключением трех песен ("Young Lust", "Comfortably Numb", "Run Like Hell"), где соавторство принадлежит Дэвид Гилмору, и "The Trial" авторства Уотерс/Эзрин.
Оригинальный трек-лист включает 26 композиций общей продолжительностью 81 с половиной минуту.
Интересный факт: когда обложки для пластинки уже были напечатаны, Уотерс изменил размещение записей в трек-листе, исключив "What Shall We Do Now?" (продолжение "Empty Spaces") со второй стороны, и переместив "Hey You" из конца третьей стороны в ее начало. Отсюда возникло несоответствие трек-листов, напечатанного на обложке, и содержащегося на первом издании альбома.
Анализ "Стены" представляется логичным разбить на три части: 1) Оценка звучания 2) Оценка концепции 3) Оценка текстов.
"Стена", вышедшая за месяц до нового десятилетия - это последний и возможно, самый ценный, бриллиант в сокровищницу классических для Рок-музыки 1970-х. Альбом звучит как великолепный образец progressive rock, словно впитав в себя то лучшее, что было создано в стиле, во многом созданном самой же группой.
Игра великого импрессиониста Гилмора на гитаре - то акустической, то электрической, ее переборы и риффы создают для каждой песни ровно то звучание, которое нужно. Если "Wish You Where Here" - бенефис Ричарда Райта, то "The Wall" - несомненный бенефис в Pink Floyd, в инструментальном плане, Гилмора. И сколько бы не раздавались мнения, что "Стена - первый сольник Уотерса", гитара Гилмора показывает, что без нее альбом бы не состоялся, и доказывает прямо противоположное.
Ник Мэйсон проделал впечатляющую работу, которой вполне справедливо остался горд. Ритм-секция на альбоме вне всяких похвал.
Ричард Райт, ощутимо сбавивший свое присутствие еще на предыдущем проекте, и здесь не блистает разнообразием своих партий. Часть клавишных партий была исполнена Эзриным и гостевым клавишником Питером Вудом. В результате, на "Стене", альбоме напряженном и нервозном, клавишных столько, сколько нужно - для создания необходимой атмосферы.
Вокальные партии Уотерса и Гилмора записаны в необходимой гармонии, и прекрасно дополняют друг друга.
Концепция Стены - искусственной преграды непонимания между человеком и миром, между людьми, артистом и публикой, заслуживает только оценки "гениально".
Конечно, образ Стены ранее использовали и другие художники - Леонид Андреев еще до Pink Floyd, или такие Рок-поэты, как Анатолий Крупнов, Юрий Шевчук и Маргарита Пушкина уже после выхода этого знаменитого альбома. Однако, только Роджер Уотерс поставил задачу, во-первых, разобраться в "строительстве" такой стены глубоко и детально, во-вторых, выразить это максимально художественно в виде альбома, концертной постановки и фильма, и, в-третьих, поднять на новый уровень театрализацию Pink Floyd, в буквальном смысле возведя стену между сценой и аудиторией.
Так "кирпичи в Стене", психотравмы нашей жизни, ожили благодаря работе гениев и рассказали нам свою незабываемую историю...
По словам маэстро, идея творческого строительства Стены пришла ему во время злополучного концерта в Монреале, о котором упоминалось выше:
"Я ощущал на себе возрастающее отчуждение в атмосфере алчности и эгоизма... Позже, той ночью в отеле, потрясений своим поведением, я встал перед выбором. Или не замечать этого привыкания, принимать "уютное оцепенение" и "безмагическое" существование, или взяться за поиск сути, пройти нехоженым путем, отправиться в весьма болезненное путешествие, дабы уяснить, кто я и на что годен. Стена стала картиной, которую я нарисовал для себя, чтобы сделать-таки этот самый выбор".
"Эта мысль вспыхнула в моем мозг подобно молнии, я был буквально одержим возможностью воплотить её в жизнь посредством театра".
Неудивительно, что "кирпичами в стене" стали наиболее близкие маэстро автобиографические вещи - потеря отца на войне, деспотичная забота матери, авторитарное школьное воспитание, развод с первой женой Джуди Трим. Все это "обрастало" более универсальной, зрелой поэзией, гармонировало с вечными темами отчуждения, одиночества и безумия, вновь и вновь воскрешая "тень Pink Floyd" - образ основателя группы Сида Бэррэтта.
Через тексты песен проходит целый парад драматичных образов: негативные персонажи, вновь и вновь наносящие герою жизненные травмы, черви как символ психического распада, вымышленные персонажи вроде фашистских лидеров и их почитателей, военные, группиз...
Не все оценили концепцию "Стены". Одни сочли ее вымученной и сухой, более прозаической, нежели музыкальной и поэтической, другие сетовали на отталкивающее действие гепертрофированной значимости героя на альбоме, его эгоцентризма и жалости к себе, вычурного драматизма пластинки.
Другие оценили блестящую идею маэстро, его стремление поникнуть в глубины психических механизмов, раскрыть разные стороны человеческого безумия. "У меня было такое ощущение, - писал Тимоти Уайт, известный музыкальный критик того времени, - будто Роджер заглянул себе внутрь черепной коробки, и пригласил весь мир поглазеть на машинное отделение своего подсознания. Это смелый и очень нужный поступок серьезного художника, который ищут общения и утешения тем, что делится сутью своих духовных надежд и желаний".
Вообще, "Стена" воспринимается как единое целое, как никакой другой альбом в Рок-музыке. Прогрессивные ритмы и мотивы, импрессионизм гитар и клавиш, клаустрофобно-психопатические интонации текстов и вокала на альбоме сливаются в одно драматичное, захватывающее течение.
Говоря о поэзии Роджера Уотерса, стоит отметить его кропотоливую работу над главными образами альбома: Пинком, Учителем, Матерью, Женой. Поэзия насколько личностна, настолько же и универсальна - через глубоко личные переживания раскрываются архетипические образы, проблемы и события. Представляется, что именно в этом главное достижение Уотерса как поэта - слишком личное не было бы понятно большинству, слишком универсальное было бы слишком размытым и неконкретным, обобщенным.
Из наиболее образных текстов, в плане поэзии, стоит выделить: "Mother", "On of my Turns", "Hey, You", "Nobody Home", "Comfortably Numb".
Интересные факты:
Альбом начинается одной и той же мелодией, и разбитой надвое фразой, что является важнейшим конструктивным элементом концептуального альбома.
Строчки и сцены фильма на "Mother" могут иметь отношение к матери и первой жене Уотерса, Джуди Трим. Обе женщины были политическими активистками.
В "Empty Spaces" была вмикширована фраза "congratulations, you have just discovered the secret messege", звучащая в обратном воспроизведении. Смысл такого включения неизвестен.
Название песни "Nobody Home" намекает на сумасшествие, отсувствие в "доме" хозяина разума. Многочисленные аллюзии в этом и других текстах намекают на состояние Сида Барретта в последнее время его пребывания в группе.
Несмотря на это, согласно распространенной версии, строчка "Got a Grand Piano to prop up my mortal Remains", относится не к самому Уотерсу или даже Барретту, а к Ричарду Райту.
Как же оценить "Стену" спустя 45 лет после выхода альбома?
Ниже приводится мнение, наиболее близкое к мнению автора.
Dragonfly, Darkside.ru: ""Стена". Самый концептуальный альбом в истории и один из самых противоречивых у Pink Floyd. Многие его не любят, не понимают, но ещё больше людей считают его подлинным шедевром искусства, даже не просто музыки. Сразу скажу, что я отношусь к последним. Этому альбому в вину ставят большое количество коротеньких, невразумительных и непонятных песенок, служащих лишь той пресловутой концепции, дескать, нет ни мелодии, ни импровизаций толковых, только текст и своё закономерное место в повествовании. Однако я так не считаю. По-моему, хоть и песни так коротки в большинстве своем, но каждая несёт в себе и музыкальное зерно, в каждой есть своя мелодия и кусочек настроения всего альбома. Пусть даже здесь куда меньше места для прежнего классического Pink Floyd начала 70-х годов, но всё равно группа на то и гениальная, что им удаётся совместить прежний размах и шикарность музыки и новую жёсткую концептуальную составляющую. По мне, так на "The Wall" нет таких уж прямо проходных композиций, здесь даже полутораминутные опусы хороши (например, "Goodbye Cruel World" или "Vera"). И везде, повторяю, я чувствую тот старый добрый Pink Floyd, только перешедший в новую форму.
На протяжении 26 композиций перед слушателем рисуется картина ужасного одиночества главного героя, рок-музыканта Пинка, мы видим всё с его рождения и вплоть до символической концовки истории - Пинк с диким криком разрушает им же построенную Стену. Повествование касается практически всех сторон его жизни, и внешних, и внутренних, фокусируясь, конечно, на психике и воспоминаниях Пинка.
Не так-то просто раскусить и понять этот альбом. Мне потребовалось несколько лет. Помню, как после первого прослушивания мне ночью приснился какой-то психологический кошмар.
Если останавливаться чуть-чуть на отдельных песнях, то я бы отметил "The Thin Ice" (весьма красиво и цепляюще), трилогию "Another Brick in the Wall" (отличная мелодика!), "One of My Turns" (очень проникновенно, искренне и разнообразно), "Hey You" (лирично, трагично и безумно в гитарном соло и вокальных партиях Уотерса), "Nobody Home" (эту просто убийственную фортепианную балладу я считаю самой грустной из всех когда-либо написанных, просто послушайте...), "Comfortably Numb" (просто гениально, Гилмор шедеврален!), "The Trial" (суд в стиле оперетты; шизофренический припев и очень разнообразные вокальные партии) и завершающую "Outside the Wall" - такую простую истину о том, что крайне трудно пробивать своим сердцем чужую стену.
Итог: шедевр на все времена; пока будет существовать проблема одиночества и неприятия обществом (а эти вещи вряд ли когда-нибудь оставят человечество), это творение будет актуально. Думать об оценке даже как-то смешно - поставил бы все сто, если б можно было".
Альбом был впервые переиздан в Великобритании на двух компакт-дисках в 1985.
В 1994 была выпущена ремастированная версия "The Wall", в 1997 году последовало такое же издание на грампластинках.
В 1997 лейбл Columbua переиздал "The Wall" на двух CD, в честь 20-летия альбома, эта же версия была переиздана еще раз в 2000. В том же году лейбл EMI выпустил свою ремастированную версию альбома.
Альбом "The Wall" остается в истории Рок-музыки и всего искусства человечества как беспримерный шедевр концептуального творения. По прошествии 45 лет им остается только восхищаться.
по материалам:
https://dzen.ru/a/ZwF5SzA8gSnKTvM8
Комментарии 21