Набросок — суждение о предметах, составленное на основе полученных знаний, умении и навыков, отбора главного и характерного в натуре.
Вы должны за короткое время схватить самое характерное в походке модели, передать пропорции очень скромными средствами — иногда всего двумя-тремя линиями. Можно сделать несколько неоконченных набросков на одном листе, и при повторном движении натуры их заканчивать. Ценность таких набросков очевидна, так как художник фиксирует неповторимое движение, необходимое ему для создаваемого художественного образа, выбирая более характерное, интересное. Такие рисунки нужно делать повседневно, в классе и за пределами стен вуза, и т.д. Надо иметь карманный альбом, в котором можно фиксировать все, что интересует художника.
По мере профессиональной подготовки можно ожидать и успеха в искусстве наброска, но он дается повседневной тренировкой, практикой в рисовании и умением постоянно наблюдать. Ничто так не развивает глаз, наблюдательность, твердость руки, как повседневная работа. Увлечение поверхностным рисованием не приносит пользы. Иногда срисовывают натуру механически, увлекаясь красивостью, легкостью исполнения. На первый взгляд, такие наброски внешне могут быть привлекательными. Но при внимательном изучении видны все изъяны непрофессионального подхода к изображению. Они не дают той радости познания, которую приносит осмысленное рисование. Несмотря на большое количество набросков, можно найти небольшую часть осознанных рисунков. Поэтому не надо гнаться за количеством набросков, а больше за смыслом и содержанием изображаемого.
1. Быстрые наброски заставляют вас опускать многие подробности, сосредоточивается внимание только на том, что привлекло ваш взгляд. Изображаемый предмет должен легко узнаваться не только по пропорциям основных объемов, но и линейно найденному внешнему очертанию предмета, его силуэту. Хороший набросок, выполненный всего за пять минут, не обесценивается. Главное, чтобы в нем было схвачено «живое» ощущение натуры. Надо уметь увидеть самое существенное в изображаемой модели, и обилие подробностей здесь недопустимо.
Наброски могут выполняться для разных целей, в зависимости от задачи, поставленной художником. Так, они помогают при изучении фигуры человека в подготовке к длительной постановке. Для этого рисуют модель с разных сторон, с целью понять её движение, пропорции, характер, а также детали, которые необходимо изучать и использовать впоследствии. Вы приучаетесь острее видеть характеристику предмета или человека, пропорции, движения и передавать это скупыми средствами. В короткое время невозможно рассмотреть у человека подробно одежду или обувь. Вас поразило другое — стремительное движение в позе, необычное освещение, красота его выразительного силуэта. В программном задании, рассчитанном на более длительное время, детали предусматриваются обязательно, в чем и состоит отличие краткосрочного или длительного учебного рисунка от наброска.
2. Лучше всего наброски начинать c длительного, поставив натурщика минут на 20 — 30, постепенно сокращая время, так как вначале вы еще не готовы быстро и точно улавливать движения, пропорции, характеристику модели. Затем рисовать по 5-10 минут, а при необходимости еще короче. Это заставляет рисовать напряженно, остро.
При изображении птиц, животных, которых нельзя заставить послушно позировать, необходимо умение быстро рисовать, передавая движение и характер натуры. Если они хорошо и умело выражены, то набросок имеет не только значение полезного упражнения, но и самостоятельную ценность. В повседневной жизни бывают неповторимые моменты, и если они могут быть запечатлены художником, то только в форме быстрого наброска.
При исполнении картины художник отбирает к ней материал, делает этюды, различные зарисовки, уточняет место, где происходит событие, и далее приступает к работе.
Основное внимание уделяется рисунку одного из персонажей по наброскам. Это позволяет вам сосредоточивать внимание на образах в будущей картине. Вам предоставляется возможность самостоятельно выбирать позы, пробовать то или иное движение, думать о всей композиции, в то же время решать конкретную задачу, В позе, выражающей нужное нам движение, человек может выстоять считанные минуты. Натура не всегда может позировать точно так, как задумал художник. Поэтому делается несколько рисунков, близких к задуманной позе. А затем уже на основе этих набросков художник выполняет основной, более длительный рисунок, какой ему необходим по эскизу.
3. Кроме работы с натуры вам надо постоянно прививать любовь к рисованию по памяти, представлению. Наброски по памяти обычно предлагается делать в конце каждого задания. Вы проходите как бы все этапы длительного рисунка, воссоздаете его заново, в короткое время. Это концентрирует ваше внимание на главном, развивает память, обобщает впечатления, развивает творческие способности, при этом решаются другие профессиональные задачи.
4. Огромное значение имеет рисование по представлению и воображению — оно дает возможность свободно выражать идеи и замыслы художника. Это прежде всего относится к работе над картиной и портретом. Рисование по представлению концентрирует знания, полученные во время обучения, подготавливает студента к исполнению картины. Мы в этом убеждаемся на примере многочисленных набросков известных мастеров. Многие известные картины начинались с небольших набросков по представлению.
5. Для короткого рисунка можно использовать любой материал. Это зависит от художника, его замысла и выбранной техники исполнения. В набросках хорошо применять цветную и тонированную бумагу. Достаточно тронуть рисунок в нужных местах мелом, чтобы придать предмету объемность, передать свет и пространство. В самостоятельной работе всегда нужно помнить главное: пропорции, движение, характер натуры, как об этом уже было сказано.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев