В XIX веке на старинной улице Борисоглебской (ныне Салтыкова-Щедрина) стояло одно из самых знаменитых учебных заведений губернского Орла – Александринский институт благородных девиц. Его неоднократно посещали великие князья, императоры и их супруги, приезжавшие с визитами в Орел. Увы, здание бывшего института не сохранилось до наших дней. Лишь редкие фотографии и старинные открытки дают нам представление об облике и жизни этого учебного заведения.
Первым подобным учебным заведением в нашей стране стал Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Он был основан в 1764 году и положил начало женскому образованию в России. Первоначально это было закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати. Но вскоре туда разрешили отдавать и так называемых «мещанских дочерей» - всех девочек недворянского происхождения, кроме, разумеется, крепостных. Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте шести и заканчивали в возрасте 18 лет. Затем срок обучения был сокращён, и в институт стали брать девочек с девятилетнего возраста. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и различным видам домоводства. С годами подобные учебные заведения стали появляться и в других городах.
В середине XIX столетия по указанию императора Александра II была произведена ревизия содержания образования в институтах. Было осовременено преподавание русского языка, литературы, истории и географии. Введены математика и физика, а также гимнастика, теннис и прочие физические упражнения. Девочкам разрешили проводить в кругу семьи рождественские, пасхальные и летние каникулы, что прежде не допускалось.
На волне этих преобразований и был основан наш Орловский институт благородных девиц. Согласие на его учреждение дал еще император Николай I в 1851 году. Но назвали это новое для Орла учебное заведение, торжественно открытое в 1865 году, уже в честь его наследника, недавно вступившего на престол императора-реформатора Александра II.
Место под институт отвели в дворянской части города на Полесской площади. Саму площадь, где издавна торговали лесом и изделиями из дерева (отсюда и ее название), перенесли далеко на границу города. Так было дано начало частично сохранившейся до наших дней Щепной площади.
Огромный и сложный институтский комплекс размещался на территории, ограниченной современными улицами Салтыкова-Щедрина, Октябрьской, Полесской и бульваром Победы. Многие источники приписывают авторство комплекса зданий знаменитому орловскому архитектору И.Ф. Тибо-Бриньолю. Но более вероятно, что Иосиф Францевич переработал и творчески усовершенствовал уже готовый типовой проект для подобного учебного заведения. Так или иначе, здание Александринского института явилось подлинным украшением губернского центра. Величественное трехэтажное классической постройки здание имело несколько входов. Главный вход с портиком и колоннами был со стороны улицы Октябрьской. Но от улицы его отделял обширный парк. Поэтому этой парадной и самой красивой части здания нет ни на одной видовой открытке – территория института была закрыта для посторонних. На современную улицу Салтыкова-Щедрина, тогда Борисоглебскую, выходила часть строения без парадного входа, с одними окнами. Именно его строгую красоту запечатлели на множестве сувенирных открыток фотографы начала ХХ века.
В здании института были небольшая домовая церковь святой Анны, учебные классы, бальный и спортивный залы, столовая и многочисленные общие на несколько девочек спальни, которые тогда назывались дортуарами. Важное место занимали уникальная система парового отопления и современные по тем временам ванные комнаты. На территории парка имелись летние беседки, скамейки, качели и теннисный корт. Зимой согласно новым принципам физического воспитания в институте поощрялось катание на лыжах.
Император Александр II посещал названный в его честь институт дважды. Летом 1867 года с сыном Владимиром он специально приезжал в Орел, чтобы осмотреть это учебное заведение. Второй раз семья Александра II навестила воспитанниц института в конце июля 1869 года. Тогда вместе с царем в Орел прибыли его супруга Мария Александровна, великий князь Николай Николаевич-младший и дети - 9-летний Павел и 16-летняя Мария.
В начале ХХ века нравы в институте уже не были столь строгими, как в первые годы его существования: для подготовки выпускных фотоальбомов девушки посещали фотоателье и даже фотографировались в помещениях самого института и в парке. Известный орловский краевед Елена Ашихмина в ряде своих статей и книг описывает историю одного такого, чудом сохранившегося до наших дней, альбома, который принадлежал выпускнице института 1912-13 годов Вере Исаковой. Со страниц этого альбома на нас смотрят милые скромные девушки в старой институтской форме с белыми пелеринками и фартучками, а также институтские учителя и священники. Запечатлены в альбоме и редчайшие виды интерьеров самого института, его церковь, классы и залы, столовая и спальни. А также заросшие аллеи институтского парка, деревянные резные беседки, качели и теннисный корт, над которым возвышается огромная полесская водокачка. Когда делались эти фотоснимки, всем этим видам оставалось существовать считанные годы.
После 1917 года институт благородных девиц был упразднен. Здание его не пострадало во время революции и гражданской войны. В 1930-х в нем расположилась школа №32. Не тронули его и военные бомбежки. И лишь в 1943 году при отступлении фашистских войск из Орла его, как и многие другие важные здания и объекты инфраструктуры города, взорвали. После войны, в 1950-е годы, на части территории бывшего института было возведено другое учебное заведение – Дворец пионеров. Ныне это Дом творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина.
В наши дни от комплекса зданий института благородных девиц не осталось и следа. Весь окружавший его некогда пейзаж также изменился до неузнаваемости. Но кое-что все еще хранит память о существовании здесь этого учебного заведения – более подверженные изменениям и, как кажется, менее долговечные деревья. Мало кто обращает внимание на притаившиеся на заднем дворе Дома творчества старые липы. Между тем возраст их, судя по всему, явно старше ста лет. А это значит, что они были посажены еще на территории институтского парка и чудом уцелели во всех перипетиях ХХ века, пережив не только людей, их посадивших, но и каменные стены, в тени которых они некогда росли.
Нет комментариев