уличные фонари
Краеведы не могут точно сказать, когда в городе появились первые уличные фонари. Было ли это еще в XVIII веке или начале XIX, когда в отчетах городских властей появляются первые о них упоминания - неизвестно. Однако даже к середине XIX столетия лишь некоторые, самые важные, центральные улицы города освещались по ночам. Так, к примеру, в 1852 году решением городской Думы были поставлены 30 фонарей на Болховской (Ленинской) и Карачевской улицах, 20 – на Воскресенской (Гагарина) и 6 фонарных столбов на Клушинской, ныне Покровской улице, которая вела к пристани.
Светили фонари в Орле сначала до 12 ночи, потом до 3 часов утра. В лунные ночи фонарей из экономии не зажигали. Летом улицы не освещались совсем. Большинство орловских домов было снабжено ставнями, поэтому с заходом солнца улицы губернского центра погружались во тьму.
Конструкция фонарей оставалась неизменной на протяжении всего XIX столетия и представляла собой закрепленный в земле столб с приделанной к нему 4-, 6- или 8-гранной призмой из стекол в каркасе из дерева или луженой жести. Одна из граней открывалась, и через нее наливалось горючее и зажигался фитиль. Делал это фонарщик, в обязанности которого входило вечером зажигать, а утром гасить фонари. На нем же лежали заботы и по ремонту фонарей.
Первые орловские уличные фонари заправлялись конопляным маслом, которое в шутку называлось «фонарным». Внутрь такого фонаря помещалась масляная лампа в виде резервуара, напоминающего соусник с вытянутым носиком – в него погружался нитяной фитиль, пропитывавшийся маслом. Но свет от этого горючего был тусклым, поэтому на темных улицах масляные фонари скорее выполняли функцию маяков, а не освещения. Кроме тусклого света был у них и еще один недостаток – они «плевались». Именно о масляных фонарях Николай Васильевич Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Далее, ради бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее проходите мимо … он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом».
Позже для более яркого света фонари стали заправлять спиртом. А чтобы не соблазнять любителей крепких напитков, в спирт добавляли скипидар или нефть, делая жидкость максимально отвратительной на вкус. Но выпивох такие мелочи не останавливали. Правда, лицо глотнувшего фонарную смесь с минуту сохраняло жуткую гримасу. Так в российском лексиконе появилось слово «офонареть». Ближе к концу XIX века Орел вслед за другими городами перешел на керосиновое горючее, дававшее по сравнению с остальными видами фонарных заправок более яркий и чистый свет.
Совершенно новый этап в ночном освещении наступил с появлением в Орле электричества. Первые электрические фонари были установлены вдоль трамвайных линий акционерным Бельгийским обществом. Чуть позже их собратья стали появляться в других наиболее людных местах города. Все они были одного типа – высокий столб, к которому крепился простой дугообразный кронштейн, на одном из концов которого висел фонарь округлой формы со стеклянным плафоном и крышкой, напоминавшей широкополую шляпу.
При этом керосиновые фонари с улиц не исчезли, и часто на старинных открытках можно увидеть мирно соседствующие высокий электрический фонарь и маленький покосившийся столбик керосинового. Более того, судя по тем же старинным снимкам, в отличие от простых и незамысловатых первых электрических фонарей керосиновые в начале ХХ века были очень разнообразными по форме, размерам и декору. Так, к примеру, на больших улицах вроде Болховской или Новосильской (ныне Пушкинской) фонари были большие, высотой в два человеческих роста. Они стояли на красивых фигурных (очевидно, чугунных) столбах. Верх их крыши венчали декоративные «шишечки». На большинстве столбов было по одному фонарю, но встречались образцы с двумя, тремя и даже четырьмя фонарями на одном столбе. Такие фонари были уже не только осветительными приборами, но и украшением улиц. В других местах города фонарики были размером поменьше и располагались на простых гладких столбах (скорее всего деревянных), но вид их улицу тоже совсем не портил.
Кроме того, на старых видах города конца XIX – начала ХХ века можно рассмотреть еще один тип существовавших тогда в городе «неэлектрических» фонарей – подвесные, закрепленные на различных зданиях и сооружениях. Очень красивы были фонарики, крепившиеся к стенам зданий коваными или литыми узорчатыми кронштейнами. Такие осветительные приборы на
изящных витиеватых креплениях в форме растительных побегов были украшением мужской гимназии и Орловской духовной семинарии. Очень красивые фонари были заметной частью декоративного убранства старых Мариинского и Александровского мостов. Маленькие фонарики попроще подвешивались без кронштейнов, прямо к козырькам над дверями, и освещали вход в дома богатых орловцев, магазины и рестораны.
К концу 1910-х годов стали более разнообразными и электрические фонари. Их, как и керосиновые, стали крепить к стенам и козырькам домов на декоративные кронштейны из металла. При этом осветительная часть электрических фонарей по-прежнему состояла из круглого плафона и «шляпки».
К сожалению, развитие всего этого «фонарного искусства» прекратилось после 1917 года. О фонарях Орла 1920-40-х годов написать почти нечего. На редких снимках того периода попадаются лишь отдельные уцелевшие дореволюционные образы и простенькие устройства в виде лампочки с патроном, висящие на столбах. Какое-то время продолжали действовать старые электрические и керосиновые фонари. Но с каждым годом их становилось все меньше и многие улицы города, хорошо освещенные в начале ХХ века, к середине 20-х - началу 30-х годов снова погрузились во тьму.
Более интересен с точки зрения красоты уличных фонарей уже послевоенный период. Вслед за восстановлением города и строительством новых зданий Орел стал обзаводиться и новым освещением улиц. Среди электрических фонарей, произведенных и установленных в 1950-е годы, многие были весьма красивы. Дизайн этих новых декоративных светильников во многом повторял и имитировал те самые старые керосиновые фонари XIX века. Но это уже совсем другая история.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев