Владимир Щербицкий.
Михаил Андреевич понимал, что их время уходит и им самим надо уходить. И не просто уйти, а оставить после себя систему преемственности власти. Он хотел, когда ему в 82-м стукнуло бы 80 лет, написать заявление об уходе со всех постов по собственному желанию.
Таких случаев не было никогда. Их либо смещали, либо выносили ногами вперед. Суслов тем самым показал бы пример другим старперам, чтобы они последовали за ним и освободили место для молодых.
Затем в устав партии вносилось бы изменение, которым учреждался пост председателя. Леонид Ильич перемещался бы на этот пост, а генеральным секретарем становился Щербицкий.
Но Михаил Андреевич в январе 1982 года умирает. Причем смерть его была неожиданной, и она перевернула весь этот план. Началась долгая тяжба в окружении Брежнева за пост, который занимал почивший Суслов. Толкались аж три месяца, пока на майском пленуме ЦК вопрос не был решен в пользу Андропова.
То, что и Брежнев хотел видеть после себя Щербицкого, говорит один эпизод. Андропов, уходя в секретариат ЦК, хотел видеть после себя на посту председателя КГБ своего первого заместителя – Виктора Чебрикова. Но именно Брежнев настоял, чтобы этот пост занял председатель КГБ Украины Виталий Федорчук. Люди Андропова в КГБ Брежневу были не нужны. Андропов, когда после смерти Брежнева займет пост Генсека, отправит Федорчука в МВД, а Чебрикова назначит председателем КГБ.
Фактически Брежнев готовил себе на смену именно Щербицкого. Сам он хотел пересесть в кресло председателя партии, Щербицкого сделать генеральным, а в Политбюро ввести двух новых членов – первого секретаря компартии Азербайджана Алиева и первого секретаря компартии Узбекистана Рашидова.
Но 10 ноября 1982 года Леонид Ильич скончался, и история страны пошла своим трагическим путем. К власти пришел Юрий Андропов, который фактически ничего и сделать то не успел.
После Андропова встал вопрос – а кто следующий то? И вот здесь была разыграна целая «спецоперация». Сильных кандидатов было всего два – Щербицкий и Горбачев. Но чтобы потянуть время до очередного съезда КПСС, четверка – Устинов, Тихонов, Громыко и Черненко, решили переждать, оглядеться и на следующем съезде выгнать Горбачева и его команду из власти и навек перекрыть им путь назад. На пост Генерального утвердили Константина Черненко, которого уважало буквально все Политбюро.
Константин Устинович вовсе и не хотел надевать этот хомут. Рассказывают, что когда он пришел домой и сказал своей жене, что его избрали Генеральным, она заплакала.
Но тут умирает Дмитрий Устинов, авторитет которого в Политбюро был самым высоким и с которым не спорил никто. Вторым после него, который имел такой же авторитет, был Громыко.
Горбачев лукавит, когда говорит, что смерть Устинова выбила опору из под него. Наоборот, это облегчило ему путь наверх. С двумя мастодонтами ему вряд ли удалось бы договориться. А вот с одним…
Своя рубашка ближе к телу.
Андрей Громыко уже давно тяготился постом министра иностранных лет. Возраст и болячки давали о себе знать. Хотелось бы место поспокойнее. Без этих путешествий.
Комментарии 31
У горбатого команда классная - примаков и яковлев! Примаков возглавил КГБ и не стало этого органа, а яковлев написал книжку два тома - "Пятисотлетняя война в России"- жисть в России бандитская, то цари убивают народ, то народ царей, ничего хорошего, никогда в истории России не было! Сволочи!