Уважаемые родители, предлагаем Вам поучаствовать в анкетировании на тему “ Мера заботы”; “Стиль воспитания в семье”; “Тестирование по Шкале тревоги (HADS) (“Шкала оценки уровня тревоги и депрессии”); “Признаки тревожности у ребенка” для самообследования. В случае затруднений при интерпретации результатов, возможно оставить свои вопросы в комментариях.
1. Тестирование по Шкале тревоги (HADS) “Шкала оценки уровня тревоги и депрессии” https://www.b17.ru/tests/hads1/ Чтобы самостоятельно оценить текущий уровень тревоги и депрессии, пожалуйста, ответьте на вопросы этой короткой анкеты. Выбирайте ответы, наиболее близкие к вашему актуальному состоянию. Особенно не вдумывайтесь – первый выбор самый верный.. Результаты теста будут подсчитаны автоматически.
2. Критерии определения тревожности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд):
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник.
Признаки тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.):
Тревожный ребенок1. Не может долго работать, не уставая.2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.5. Смущается чаще других.6. Часто говорит о напряженных ситуациях.7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.9. Руки у него обычно холодные и влажные.10. У него нередко бывает расстройство стула.11. Сильно потеет, когда волнуется.12. Не обладает хорошим аппетитом.13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.14. Пуглив, многое вызывает у него страх.15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.16. Часто не может сдержать слезы.17. Плохо переносит ожидание.18. Не любит браться за новое дело.19. Не уверен в себе, в своих силах.20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности:
Высокая тревожность — 15-20 баллов;
Средняя — 7-14 баллов;
Низкая — 1-6 баллов.
3. Анкета «Стиль воспитания в семье»
1.Часто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого поведения?
А. Да, часто.
Б. Изредка.
В. Никогда.
2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор с другими детьми?
А. Да, часто.
Б. Бывает, но в крайних ситуациях.
В. Не знаю о таких ситуациях.
3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. Никак не реагирует.
Б. Старается исправить ситуацию.
В. Агрессивно.
4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам?
А. Да.
Б. Отчасти.
В. Нет.
5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. Угрозы физического наказания.
Б. Беседы о плохом поведении.
В. Обещание подарков за хорошее поведение.
6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже Вы считаете эффективными?
А. Физическое воспитание.
Б. Воспитание на положительных примерах.
В. Лишение развлечений и подарков.
7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее его.
Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребенка, вызывая чувство протеста
В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Ключ к тесту
1 - А (3 б), Б (2 б),В (1 б);
2- А (1 б), Б (2 б),В (3 б);
3 - А (3 б), Б (2 б),В (1 б);
4 - А (2 б), Б (1 б),В (0 б);
5- А 1 б), Б (2 б),В (3 б);
6 - А (1 б), Б (2 б),В (3 б);
7 - А (3 б), Б (2 б),В (1 б);
От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.
От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю.
4. «Мера заботы»
Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5.Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание - это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13.В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
15.Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
Обработка результатов:
Если Вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, можно назвать детоцентристской. То есть интересы - главный мотив вашего поведения. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку Вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от Вас большего участия и заботы.
Уважаемые родители, Вашему вниманию предлагаются консультации с практическими рекомендациями по профилактике эмоционального напряжения детей и взрослых
!!! КОНСУЛЬТАЦИЯ “Простые действия взрослых при стабилизации эмоционального состояния у детей”
Не стоит забывать, что дети дошкольного возраста справляются с негативными переживаниями через движение и игру.
1. Используйте сенсорные игры. Это могут быть готовые игровые наборы (кинетический песок и формочки, эксперименты и проч.). А также, игры, сделанные своими руками (пластиковые бутылки, наполненные гремящими предметами: пуговицами, камушками, мишурой, горохом внутри; куски пупырчатой пленки; тазы с водой, подносы с песком и др.).
2. Предлагайте простые дыхательные приемы релаксации:
- Например, представь, что выдыхаешь воздух самого нелюбимого цвета, а вдыхаешь самый любимый (можно проговаривать цвета);
- Можно сделать элементарный тренажер: картонная полоска из цветной бумаги, на которой написаны в ряд цифры (буквы, геометрические фигуры и др.) и “скомкать” из бумаги шарик. На столе перед ребенком выкладывается данный тренажер и предлагается подуть на шарик так, чтобы он долетел до, например “цифры 3” и др.
Правила правильного ротового выдоха: выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; выдох происходит плавно, а не толчками; во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, поэтому во время таких игр можно использовать песочные часы.
3. Используйте игры с движениями, снижающие тревогу и мышечные зажимы, например:
- “полетать” как птицы, размахивая руками-крыльями, по кругу, при этом стараться глубоко дышать;
- показывать рожицы и небывалых существ пантомимой (снимает зажимы);
- поиграть в догонялки в масках (повышает эмоциональное состояние);
- сделать на узких полосочках картонках “палочки активности” простые задания (прыгни, дотронься до зеленого, хлопни в ладоши и т.д.), далее по очереди с ребенком их вытягивать и выполнять соответствующее задание.
4. Используйте простые арт-приемы:
- если у ребенка сильное напряжение: рисуем свои эмоции водой на бумаге (и смотрим, как рисунок испаряется);
-слепить злость, гнев, свое плохое настроение, а потом переделать его в хорошее;
- можно предложить ребенку “выбить пыль из подушки”;
- нарисовать свой гнев, страх а потом его разрезать или порвать;
- вырезать из бумаги маску, иллюстрирующую эмоции, с которыми хочется справиться;
- можно предложить по очереди прошептать о своих негативных эмоциях в “ящик эмоций” (картонная коробка) и т.д.
5. Упражнение “Алфавит” (для детей старшего дошкольного возраста). Описание техники: Предложите ребенку выберите любую букву алфавита и постараться отыскать вокруг себя как можно больше предметов, которые с нее начинаются. Мозг воспримет эту информацию, как контроль над ситуацией. После стрессовой ситуации такая «игра» поможет переключить внимание.
Применение предлагаемых упражнений поможет уменьшить уровень тревоги, страха, приподнять настроение.
Важно применять их регулярно!
!!! КОНСУЛЬТАЦИЯ “Основные приемы по профилактике эмоционального напряжения и тревожности у взрослых”
Разные события, в том числе и негативные, влияют на эмоциональное состояние человека и могут вызвать тревогу и страхи. В каких то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизирует человека, позволяет избежать опасности и решить проблему. Но если мы не контролируем ситуацию, тревога становится чрезмерной.
Самое главное на что может повлиять взрослый - собственное эмоциональное состояние. И это же самый действенный инструмент влияния на состояние детей, испытывающих тревогу или страх. Чем сложнее и тревожнее ситуация вокруг, тем сильнее детям нужны стабильные спокойные взрослые.
Простые действия при стабилизации эмоционального состояния у взрослых:
- Сосредоточьтесь на том, на что вы можете повлиять: на своей жизни, своих задачах, семье и работе. Составьте список дел, с которыми вы можете справиться прямо сейчас.
- Планируйте свой график дня. Для профилактики тревоги и паники очень хорошо свою роль играют наши привычные рутинные ритуалы. Во время неопределенности стоит планировать самые простые вещи — ритуал покупок, какие-то свои домашние и обыденные вещи. Обязательно стоит опираться на что-то очень привычное и знакомое. Планируйте свой график дня так, чтобы у вас не было времени постоянно мониторить новости.
- Ограничьте время чтения или просмотра новостей, выберите для себя час в день, когда вы сможете с ними ознакомиться. Выбирайте экологические источники информации, чтобы не следовать фейкам. В случае необходимости, вы можете новостями делиться и обсуждать их с кем-то или наоборот, поставить себе некоторые границы, не обсуждать ни с кем ситуацию, если вам становится хуже.
- Совершайте регулярные физические нагрузки. Любое тревожное состояние оказывает влияние на наше тело путем внутреннего давления. Как следствие, это дает соматические ощущения, сердцебиение, головокружение и др. Подойдет даже обычная прогулка минут 40.
- Дыхание. Правильное дыхание оказывает хорошее влияние на восстановление соматического состояния, поскольку известно, что во время тревоги у нас не совсем правильное диафрагмальное дыхание. Есть разные дыхательные упражнения, самый простой из них, это просто вдыхать воздух носом, а выдыхать ртом и следить, чтобы выдыхался воздух равномерно.
! Упражнения, позволяющие снизить эмоциональное напряжение.
Чем выше тревога, тем более простыми методами мы должны себе помогать. Дыхательные и релаксационные упражнения можно выполнять стоя или сидя, как дома, так и на улице. При кажущейся простоте они дают хорошие результаты.
-Упражнение “Алфавит” (подходит для детей и взрослых в ЧС). Описание техники: выберите любую букву алфавита и постарайтесь отыскать вокруг себя как можно больше предметов, которые с нее начинаются. Сфокусируйтесь на них, рассмотрите и назовите их. Мозг воспримет эту информацию, как контроль над ситуацией. Вы постепенно начнете успокаиваться и приходить в себя. Эту практику можно проводить с детьми. После стрессовой ситуации такая «игра» поможет переключить внимание.
- Упражнение “Заземление 5,4,3,2,1”. Описание техники: Нужно найти вокруг себя: пять вещей, которые вы можете увидеть; четыре вещи, которые вы можете потрогать; три звука, которые вы слышите; два запаха, которые чувствуете; один предмет, который можете попробовать на вкус. Эта техника работает за счет возврата в настоящий момент, в «здесь и сейчас», она помогает перевести внимание на вещи, которые находятся рядом.
- Упражнение "Замедление". Усадите себя на стул перед столом. Ваша задача закрыть глаза и сделать 5-6 глубоких вдохов и выдохов. Глубокое дыхание снижает уровень кортизола - гормона стресса. Возьмите чистый лист бумаги и яркий фломастер. Рисуйте большую спиральку от внешних краев листа к центру. Начните рисунок с обычной, свойственной вам скоростью, но с каждым новым витком замедляйте движение руки. Чем ближе к центру - тем медленнее. Рисуя, продолжайте глубоко дышать. Как это работает? Во время повышенной тревожности наше тело тоже ведет себя ускоренно - мы нервно ходим туда-сюда, суетимся, часто совершаем бесполезные движения. Осознанно замедляя свое тело, мы изменяем скорость мыслей, ведь все системы нашего организма стремятся к синхронизации.
- Упражнение “Дудочка”. Сделайте легкий вдох. Представьте, как вы подносите к губам небольшую дудочку. Вытяните губы трубочкой и медленно выдыхайте. Повторяйте это упражнение одну минуту несколько раз в день.
- “Упражнение на расслабление мышц”. На вдохе напрягите мышцы рук, сожмите кисти в кулаки. На выдохе расслабьтесь и сконцентрируйтесь на процессе. Затем сделайте круговые движения шеей, далее поднимите плечи к ушам, а подбородок наклоните к груди - на выдохе почувствуйте приятные ощущения. После чего по очереди напрягайте мышцы лица, груди, пресса, спины, ног.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев